Началась история чая в Древнем Китае более 5 тысячелетий назад. В то время государством правил просвещенный и мудрый правитель Шэнь-Нун, который уже в то время понимал, что от сырой воды можно заразиться болезнями, и потому император приказывал кипятить воду, прежде чем пить ее.
Периодически император посещал отдаленные регионы государства, и ему вместе со свитой приходилось останавливаться на отдых в пути. Во время одного из таких привалов слуги, как всегда, поставили воду на огонь, чтобы вскипятить ее и сделать пригодной для питья.
Пока вода кипятилась, в нее случайно упали листья с расположенного рядом кустарника, и вода приобрела коричневый оттенок. Этот кустарник был чайным кустом, но еще никто не знал, что благодаря завариванию этих листком можно получить вкусный и полезный напиток.
Коричневую воду могли бы вылить, но императору стало интересно, и он попробовал немного получившегося напитка, впоследствии назвав его приятным и освежающим. После этого чай стали заваривать целенаправленно, и он становился все популярнее.
Ученые мифологи утверждают, что эта легенда вполне могла бы быть реальностью, однако подтвердить ее пока не удалось, к сожалению.
Растущая популярность чая в Китае
С того момента, как император Шэнь-Нун положительно оценил вкусовые качества чая, этот напиток стал активно распространяться по стране. И количество его искренних поклонников только росло. Чуть позже китайцы заметили, что чай – это не только освежающий, вкусный и ароматный напиток, но еще и очень полезный, поэтому начали использовать его и в лекарственных целях.
Лу Юй, сирота, который воспитывался буддийскими монахами, написал первую книгу о чае в 800 году н.э. Называлась она «Ча Цзин», что можно перевести как «Трактат о чае».
Начинающему писателю Лу Юй покровительствовал сам император, поэтому работал Лу над книгой тщательно, не отвлекаясь на будничные проблемы. Он описал и систематизировал в своей книги известные на тот момент методы выращивания и приготовления чая, описал именно ту форму чайной церемонии, которую впоследствии миссионеры дзен-буддизма презентовали в Японии. Да и сама книга отражала философию дзен-буддизма, которая глубоко проникла в сознание Лу, еще когда он был ребенком и воспитывался монахами.
Как уже упоминалось выше, китайцы заметили немало полезных свойств чая, и использовали его в лекарственных целях. Собственно, именно в таком качестве чай и применялся до 5 века н.э. чаще всего.
Однако среди богатых людей высшего сословия чай стал неким признаком хорошего вкуса и достатка: его было принято дарить на праздники (это считалось очень ценным подарком), а также стало можно устраивать чайные церемонии во время домашних обедов, на приемах и встречах. Китайская чайная церемония развивалась все активнее, и скоро о ней узнали в Японии.
Япония за появление в ней чая должна по праву благодарить буддийского монаха Эйсая. Именно он привез сюда семена чайного дерева, так как заметил, насколько велико в Китае значения чая, и как этот напиток способствует укреплению религии.
Сегодня имя Эйсая в Японии ассоциируется с «отцом чая», а сам чай – с дзен-буддизмом. Чай быстро стал популярным в Японии, так как его распространении спонсировал сам император. Этот напиток сначала пили при дворе, потом в монастырях, а потом чай проник во все сферы жизни и слои общества.
Чай как искусство
В Японии с созданием японской чайной церемонии чаепитие приобрело форму искусства, и лучше всего описал это Лафкадио Херн, ирландский журналист-историк. Кстати, он входил в тот немногочисленный список людей, которым в то время дали японское гражданство.
Лафкадио писал в своих наблюдениях, что овладение искусством чайной церемонии требует немалых лет обучения и практики, хотя все детали этого искусства сводятся к правильному приготовлению чая и подаче его к столу. Однако все действия в чайной церемонии должны выполняться безупречно, максимально изящно и вежливо.
Чайные дома
Для «чайных домов» была разработана особая архитектура, а официантки (именуемые гейшами) и хозяйки гостиниц оттачивали искусство проведения чайной церемонии до совершенства. Со временем чайной церемонией интересовалось все большее количество людей, и простота изначальной дзен-концепции была забыта, чайные церемонии стали пышно украшенными и шумными.
Проводились даже «чайные турниры» среди представителей высших сословий, которые между собой соревновались в знаниях названий разных чайных смесей, и победителям доставались ценные призы (шелк, оружие, ювелирные изделия). Безусловно, такие трансформации чайных церемоний не имели ничего общего с изначальным дзен отношением к церемонии.
Возвращение к истокам
Чай снова занял свое начальное место в японском обществе благодаря трем великим дзен священникам.
- Иккю (1394-1481) – этот священник до принятия сана был принцем, и именно он агитировал представителей знатных родов не делать из чайной церемонии пышных и шумных мероприятий.
- Мурата Сюко (1422-1502) – этот человек был одним из учеников священника Иккю, и сделал немало для возвращения традиций чайной церемонии в Японии.
- Сен но Риккю (1521-1591) – священник, который прибег к наиболее радикальным методам в борьбе за изначальные традиции чайных церемоний. Именно он ввел жесткие стандарты проведения церемонии чая, которые практикуются и сегодня.