Цюй Юань (屈原, Qū Yuán, второе имя Цюй Пин , 屈平), ок. 340—278 до н. э. — первый известный лирический поэт в истории Китая эпохи Воюющих царств. Его образ стал одним из символов патриотизма в китайской культуре. Конечно, китайская поэзия существовала и до него, известны даже поэтические сборники более ранних времён, но всеобщее преклонение китайцев перед великими стихотворцами своего народа началось именно с Цюй Юаня. И не случайно, Цюй Юань стал трагическим символом прозорливости и бессилия искреннего патриота перед глупостью, жадностью и подлостью власть имущей элиты, готовой ради сиюминутной наживы пожертвовать и свободой отечества и жизнью зависимой от неё бессловесной толпы.
Родился Цюй Юань в городе Ин, столице царства Чу (楚). Он происходил из семьи аристократов и приходился дальним родственником правящему дому.
Цюй Юань дослужился до поста левого министра царя.
Благодаря этому он мог влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства. Его самым большим страхом было усиление царства Цинь (秦). Поэтому он призывал всех препятствовать возвышению соседнего государства.
Затем, из-за ложного доноса Цюй Юаня отправили в ссылку в далекую провинцию. На склоне холма в деревне Сянлупин провинции Хубэй (湖北) до сих пор показывают колодец, в который ссыльный Цюй Юань якобы часто заглядывал.
Печалясь о судьбе своей страны, он посвятил себя сбору легенд, находя утешение в творчестве. В годы ссылки он создал патриотическую поэму «Скорбь изгнанника» (离骚,Lísāo), которой он обессмертил свое имя.
В 280 году до н.э. разразилась катастрофа.
В Чу вторглись циньские войска. За год они захватили большую часть государства. В 278 до н. э. столица Чу и родной город поэта были захвачен военачальником Бай Ци (白起, Bái Qǐ). Узнав об этом, Цюй Юань создал «Плач о столице Ин» (哀郢, Ai Yǐng) Такого трагического исхода Цюй Юань не смог вынести. Разбитый горем, пребывая в смятении и огорчении, Цюй Юань был убежден, что изменить уже ничего нельзя. Последним его произведением было «С мужеством в сердце». Он настолько разочаровался в собственных силах и стране, что покончил с собой. Он бросился в реку Мило (汨罗江).
По народным преданиям, местные крестьяне пытались спасти Цюй Юаня, но безуспешно. Затем они разыскивали его тело и старались отпугнуть от него речных духов и рыб — плеском лодочных вёсел и барабанным грохотом. Наконец, они стали кидать в реку рис — как жертвоприношение духу поэта, а также для того чтобы отвлечь рыб от его тела. Дух Цюй Юаня явился однажды ночью и поведал его друзьям, что причиной его смерти стал речной дракон.
Дух попросил бросать в реку рис, завернутый в треугольные шёлковые пакеты — дабы отпугнуть дракона. Таково, согласно легенде, происхождение традиционного китайского рисового блюда «цзунцзы» ( 粽子, zòng zi). Впоследствии шёлк был заменён на тростниковые листья, в которых рис проваривался и употреблялся в пищу.
«Поиски тела на реке» со временем приняли форму состязаний в гребле, причём нос каждой из лодок обязательно изображал драконью голову.
День смерти поэта стал праздноваться ежегодно, в пятый день пятого месяца по китайскому лунному календарю. Сейчас этот праздник известен как Дуаньу (端午节, Duānwǔjié) или «Праздник драконьих лодок».
Поэт остался в истории китайской литературы прежде всего как великий патриот. Цюй Юань считается основателем направления индивидуальной, авторской поэзии Китая. Необыкновенная выразительность и фантастические образы его творчества положили начало «южному» стилю древней китайской поэзии.
автор: Элина Исмагилова
источник