Шао-Хуа – это мой псевдоним, мое даосское прозвище. Мое основное направление исследований – это даосское направление. Мы проводим исследования в области естественных наук. Гуманитарные науки больше относятся к буддизму. Естественные науки даосизма в основном связаны с циклами изучения Вселенной, макрокосмосом. Это то, чем занимается даосская практика. Это называется Великий путь в даосской традиции.
Второе направление – это закономерность, модель развития Вселенной, образец правил, по которым она развивается. Это естественные, природные правила, и если ты знаешь эти образцы и модели, понял эти законы, тогда ты можешь познать, как устроена Вселенная. А это познание, по сути, есть путь познания развития Вселенной, это лестница в небо.
Лестница – это тоже дорога. В культуре Великого пути это небо, земля и человек. Каким образом они сообщаются друг с другом, как влияют друг на друга, по каким закономерностям происходит это взаимное влияние – это законы об информационной целостности Вселенной.
Я исследую эту макромодель Вселенной. Ее закономерности и модели существуют сами по себе, автономно. Что означает это существование? Это отдельная научная дисциплина. Это не потому, что мы направляем туда сознание, и это все появляется. Эти законы существуют сами по себе. При этом главным образом рассматриваются механизмы познания и инструменты познания, то есть то, что относится к области Великого предела.
Существуют Прежненебесные перемены и Посленебесные перемены. Прежненебесные перемены – это как раз устройство Вселенной, а Посленебесные перемены – это путь познания. В Посленебесных переменах, если понимаешь закономерности устройства, то можешь делать свои человеческие дела правильно.
Великий предел разделяется на левосторонний и правосторонний пределы.
Вращающийся влево – это великий предел Прежних небес. Вращающийся вправо – это великий предел Последующих небес. То есть, Прежненебесный и Посленебесный – это то, в которую сторону идет. Ты на основании этого определяешь, в каком направлении идут процессы в твоем теле, по потоку или против потока. Вращение по потоку обычно рассматривают как вращение вправо (по часовой стрелке), движение по времени. Вращение против часовой стрелки это левое вращение, вращение Великого пути. Все великие движутся против часовой стрелки. А вращение по часовой стрелке – это вращение на земном пути движения, или великая неясность. Северное полушарие вращается таким образом. Южное полушарие вращается в противоположную сторону.
У людей на макушке есть темя, которое также вращается.
То есть макушка у человека аналогична небу, здесь есть спираль. Одна из точек в теменной области называется “сотня соединений”, или “соединение всего”. Вокруг нее расположены четыре точки, которые называются “собирание духа”, далее есть еще четыре точки, которые называются “точки света”. В целом эти восемь точек называются “точки чувствительности к духу”, или “точки восприятия сознания”. Таким образом, темя у человека – это область контакта человека с небом. На ногах у человека есть точки, которые называется “клокочущий источник”, они являют собой путь земли в человеке. Область пупка соответствует точке, где проходит путь человека в организме. Так соединяются небо, земля и человек.
Сам человек находится в центре человека, а точки соответствуют областям-категориям света. Потому и говорится, что небо и человек сходятся в едином, небо и человек не могут быть разделены. Это даосская теория информационной целостности системы. В ней все рассматривается как материальная конструкция, согласно этой теории все имеет свое материальное воплощение. То есть субстанция ощущений, субстанция дыхания, субстанция сознания – все это материальные сущности. Они не являются отдельными неощутимыми духовными сущностями, то есть божественная субстанция при этом также представляет собой материальную субстанцию.
Особенность этой теории в том, что она говорит о наличии материального субстрата всего, что может быть названо во Вселенной. И мы находимся в одной части этого существующего мира, которая называется янской частью, и даже все что невидимо, тоже называется янским. И дух, который существует за пределами человека, который мы не обязательно видим глазом, также называется чистейший Ян. Его особенность в том, что он не имеет материальной формы – нет образов, через которые он может быть воплощен и описан.
Почему мы невидимое тоже относим к категории Ян?
Потому что по теории даосизма янская сила дыхания поднимается вверх. А мутная сила дыхания опускается вниз, это мутная иньская сила дыхания. Следовательно, то, что движется вниз, включая то, что есть в человеке, относится к категории инь (это, по сути дела, противоречит тому, что пишется сейчас в книгах). То есть имеется в виду, что вещи невидимые также относятся к янским, включая и тот мир, который мы не ощущаем. А мир, в котором мы живем, человеческий мир, рассматривается как мир темный.
Мир людей, которые уже умерли, это Иньский невидимый мир. Человек поднимается на небо, потому что небесный зал находится на небе, а живые люди живут в земной темнице, тюрьме. То есть мир людей – это земная темница, она находится не под землей, под землей нет никакой тюрьмы. Именно человеческий мир представляет собой земное страдание, земную темницу (казино и прочие плохие дела). И здесь есть как люди, так и бесы. Поэтому в даосизме говорится, что, погрузившись в небеса, движешься по пути. И только даосы, странствуя в небесах, идут по пути. И их суть состоит в том, чтобы поддерживать и помогать правде и справедливости.
Что такое на небесах идти по пути? Это искоренять искривления, патогенное, все зло. Искоренять среди людей неравенство, несправедливость, неправильные дела, добиваться действительного равенства благородных и низких. Мы рассматриваем все – всех людей, животных, растения, столы, стулья, рассматриваем их как живые и одухотворенные сущности, воплощение жизни. И поэтому каждый человек не может легкомысленно уничтожать и убивать существующее. И все это дело жизни требует людей, которые практикуют, которые любят все живые существа.
Высшее проявление человеческой любви – всеобщая любовь.
Чуть ниже находится всеобъемлющая любовь, то есть любовь ко всем живым существам. Дальше – любовь ко всем людям. Первый тип любви включает в себя также и сущности, которые находятся и за пределами человеческого мира. Далее следует объединяющая любовь, которая указывает на любовь к людям, превосходящую связи, выходящую за пределы корпоративной тяги к наживе. То есть это разные люди, ситуации, нации, государства, все активные образования, между которыми должны строиться отношения на принципах любви.
Дальше идет любовь человеческая, связанная с добротой. Это говорит о соединении людей через человечность, через общечеловеческие принципы добра. Например, мы занимаемся чайным путем. Чайный путь есть определенный путь структуры коллектива. Все люди, которые находятся на этом пути, должны проявлять друг к другу человечность, любовь. Это любовь, связанная с человеческой.
Дальше находится дружеская любовь.
Это любовь между друзьями, близкими людьми. Еще дальше – любовь чувственная. Она связана только с чувствами между полами – это родственные чувства, это могут быть отец и сын, братья и сестры. То есть родственная любовь, которая связана с кровными узами. Еще ниже находится половая любовь, которая связана с разными полами. Дальше идет любовь, связанная с чистым влечением. Таким образом, внизу находится животная любовь, в вверху – любовь человеческой культуры.
Если ты движешься вниз, то приходишь к любви, которая связана с чистыми желаниями, влечением. Если ты останавливаешься на этом пути, то ты находишься на животном уровне. А если мы говорим о какой-то практике, о движении по пути, то этот процесс представляет собой возвышение и вознесение человеческой изначальной природы, превосхождение своих границ, движение за пределы собственного видения мира. Человек должен перейти к любви сердцем, выйти за пределы.
Постепенно ты достигаешь обладания великой моральной силой.
Когда ты достигаешь сознания великого сострадания, или настоящей доброты, тогда в сердце возникает равенство, неразличение, сердце не разделяет, отсутствует рознь. Постепенно ты достигаешь великой моральной силы, когда ты любишь все.
Поэтому когда говорится на Великом Пути о великом сострадании, или о настоящей доброте, об осознании этого, тогда возникает равенство. Человек, который не разделяет – это базовая теория, одинаковая с буддизмом (в буддизме тоже говорится о сострадании, добре, равенстве и не различении). Таким образом рассматривается путь целостности информационной системы Вселенной.
Мы говорим о том, что человек по своей природе должен превзойти себя, должен создать свою систему координат жизни.
Что такое координаты жизни? Ты родился. В какой позиции в обществе ты находишься, какая у тебя судьба, и каким образом ты можешь реализовать свое предназначение в этой жизни. Это и есть система координат человеческой жизни.
Эта система исследует вопросы, которые находятся в области судьбы, судьбознания, и говорит о том, что нужно совершенствовать себя, работать над собой. Почему это нужно делать? Потому что в человеке есть природа, и эту природу постепенно нужно превратить в природу человеческой культуры, цивилизованную природу, через упражнения, через практику (моральную работу) реализовывать свои возможности и способности.
Бронислав Виногродский: Они говорят о системе координат человеческой жизни для того, чтобы научиться различать и понимать. И когда постигаешь свою природу и судьбу, то есть после того, как ты понял, в чем твоя судьба, как она устроена, только тогда ты можешь начинать овладевать ей. Тогда можно поменять систему судьбы, базовую историю времени и пространства.
Ван Да-ю, Бронислав Виногродский