Ли Шичжэнь (Кит.:李时珍,1518-1593) – один из наиболее известных врачей в истории Китая. Он родился в семье потомственных врачей китайской медицины, его дедушка и отец были врачами. Созданный им монументальный труд «Бэнь цао ган му (Кит.:本草纲目)» («Трактат о корнях и травах») внес огромный вклад в фармакологию Древнего Китая, а также оказал глубокое влияние на развитие мировой медицины, ботаники, зоологии, минералогии и химии. «Бэнь цао ган му» был переведен на десятки иностранных языков, в том числе японский, французский, английский, латинский и русский, и получил распространение во всем мире.
В 1956 г. известный китайский ученый-литератор Го Можо оставил на могиле Ли Шичжэня надпись, первые слова которой звучали так: «Врач от бога и выдающийся фармацевт», что ставило этого древнего врачевателя в один ряд со святыми, подчеркивая непревзойденное мастерство Ли Шичжэня как врача. В заключительной части надписи сказано:
«Здесь лежит Великий человек, он будет жить вечно, пока жива наша нация», – это наивысшая оценка его высочайшего профессионализма.
Дедушка Ли Шичжэня был врачом с низким социальным статусом.
Он не имел постоянного места работы, бродил по селам и весям в поисках случайного заработка и всю жизнь прозябал в безвестности. Отца Ли Шичжэня звали Ли Яньвэнь, он в свое время также был странствующим деревенским врачом, но затем, благодаря своему благородству, высокой врачебной морали и незаурядному уровню искусства врачевания, стал придворным медиком. В то время это было нелегким делом для выходца из низших социальных слоев.
Своим высоким мастерством Ли Яньвэнь повышал свой социальный статус, но в Древнем Китае общественное положение лекарей само по себе было довольно низким, и поэтому он решил отдать своего сына Ли Шичжэня учиться на чиновника. Для этого надо было сдать экзамен кэцзюй (система государственных конкурсных экзаменов на соискание ученых степеней в Древнем Китае, дававших право на получение руководящих должностей в административном аппарате и армии). Ли Шичжэнь три раза сдавал экзамен кэцзюй, и всякий раз безуспешно. В конце концов он оставил надежды стать чиновником, тогда ему исполнилось уже 23 года.
Более десяти лет напряженной учебы заложили прочную основу для развития Ли Шичжэня, причем стремление к овладению новыми знаниями вошло у него в привычку, что было чрезвычайно важно для него.
Ли Шичжэнь жил в неспокойный, разрываемый смутами поздний период династии Мин (1368—1644 гг.).
Однажды, внезапно вспыхнула эпидемия и стремительно распространилась по всей стране, особенно сильно страдал от этого бедствия г. Цичжоу (ныне г. Цзичунь пров. Хубэй), где родился Ли Шичжэнь. Подгоняемые страхом, сельчане бежали от эпидемии и становились бездомными бродягами. В то время Ли Шичжэнь занимался врачебной практикой еще не очень продолжительное время. Эпидемия дала ему возможность познакомиться с болезнями, о которых раньше он лишь читал в книгах. За этот период им был накоплен богатый клинический опыт.
Ли Шичжэнь и его отец обладали высоким уровнем квалификации, и часто помогали бесприютным беженцам, порой не требуя с больных ни копейки, бесплатно давали им лекарство и спасали их жизни. По этой причине они пользовались широкой известностью в регионе Хугуан, который включал в себя провинции Хубэй и Хунань. Будучи помощником отца, молодой Ли Шичжэнь боролся с эпидемией в наиболее пострадавших районах, можно сказать, что его репутация чудесного врача распространялась вместе с волной распространения эпидемии.
Тогдашняя ситуация имела явное отличие от того, что мы наблюдаем сейчас.
На сегодняшний день на полный курс медицинского обучения в вузе отводится, как правило, шесть-восемь лет, а у Ли Шичжэня с начала изучения медицины до самостоятельной клинической деятельности прошло всего три с лишним года. В возрасте 26 лет он уже получил признание как прекрасный врач.
Ли Шичжэнь известен в истории Китая главным образом созданным им трактатом «Бэнь цао ган му», каков же был побудительный мотив его творчества?
Ли Шичжэнь в ходе клинической практики обнаружил большое количество ошибок в трудах по китайской медицине и фармацевтике, в некоторых книгах были перепутаны разные лекарственные препараты, например, жэньшэнь (Рапах schinseng) и кодонопсис мелковолосистый (Соdonopsis pilosula Nannf.), лечебное действие которых в корне отличается. В некоторых книгах ошибки вкрались в названия одинаковых препаратов. Например, плоды дерезы китайской внешне могут значительно отличаться в связи с разным местом произрастания, и их принимают за разные препараты. Встречается также неточное описание лечебного действия препаратов. несоответствие картинок и пояснений. Древние китайские травники тоже содержали иллюстрации, но некоторые из них могли отличаться от реальных растений. Если бы эти ошибки остались неисправленными, то в любое время возможны были серьезные последствия, больным грозила бы смертельная опасность из-за неправильного лечения.
Так что Ли Шичжэнь утвердился в намерении во что бы то ни стало внести исправления в травники и создать новую фармакологию Китая.
В 1552 г. когда ему было 35 лет, он принял решение больше не заниматься с прежней активностью врачебной практикой и направить все свои усилия на редактирование травника.
В целях разработки «Бэнь цао ган му» Ли Шичжэнь обошел почти всю страну, побывал в глухих горах, вел исследования и консультировался с местными врачами и крестьянами, внимательно проверял и подтверждал каждый вид целебного растения, он также собрал большое количество ценных народных рецептов.
Ли Шичжэнь вел полевые исследования в течение 18 лет и потратил 10 лет на разработку травоведения, в итоге ему удалось успешно отредактировать новый травник. В его труде «Бэнь цао ган му» описано более 1800 видов веществ природного происхождения, пригодных для лечебных целей, и приведено 11000 с лишним рецептов. Этот свод лекарственных препаратов и целебных трав был предназначен для грядущих поколений, но как же следовало классифицировать их для удобства пользования этой книгой, столь объемной и сложной по содержанию?
Во время разработки травника «Бэнь цао ган му» Ли Шичжэнь ломал голову над систематизацией и классификацией этих целебных трав и рецептов.
Он изобрел методику классификации по 15 категориям и 60 видам, который приводит в восхищение современных ученых. Он разделил 1800 с лишним целебных трав на категории «Вода» (включает две подкатегории), «Огонь», «Земля», «Металлы и Камни» (включают четыре подкатегории), «Травы» (включают десять подкатегорий), «Злаки» (включают четыре подкатегории), и т. п. К каждой категории приложены соответствующие рецепты (их более 11 тысяч), что, бесспорно, можно считать необыкновенным изобретением, вызывающим восторг последующих поколений ученых.
Прежде всего, книга «Бэнь цао ган му» стала выдающимся вкладом в развитие китайской медицины.
В ходе работы над ней, Ли Шичжэнь обнаружил в общей сложности 374 вида новых целебных растений, значительную часть которых он собрал во время своей клинической практики, изучая народные рецепты или в процессе обмена опытом с народными целителями и травниками. На сегодняшний день многие из них вошли в нашу повседневную жизнь и часто употребляются для лечения различных болезней, например, люффа цилиндрическая, гинура перистонадрезная, настойка на цветах шафрана, камфора и белый воск.
Помимо сбора лекарственных трав и растений Ли Шичжэнь также целеустремленно занимался изучением рецептов, в которых они применялись.
В книге «Бэнь цао ган му» к каждому лекарственному средству всегда прилагалась инструкция в виде рецепта. Во время врачебной практики Ли Шичжэнь собирал рецепты у людей всех профессий и специальностей. Иногда больные не могли оплатить медицинские услуги и лекарства, тогда они рассказывали Ли Шичжэню популярные в народе рецепты, которые они знали сами или узнали у знакомых. В таком случае Ли Шичжэнь испытывал еще большую радость, чем если бы ему заплатили большую сумму денег за лечение. Благодаря этому, в книге «Бэнь цао ган му» удалось собрать более 11000 рецептов, которые были накоплены китайцами на протяжении нескольких тысяч лет в ходе борьбы с различными заболеваниями. Это, нисколько не преувеличивая, можно назвать бесценным сокровищем китайской нации.
До выхода в свет книги «Бэнь цао гаи му» уже существовала самая известная и полная на то время энциклопедическая работа по фармакологии под названием «Чжэн лэй бэнь цао» (кит.: 证类本草 ) («Систематизированная практическая фармакология, основанная на классических работах прошлых лет», 1082 г., автор Тан Шэньвэй), в ней содержалось всего лишь 3000 рецептов. Таким образом Ли Шичжэнь добавил к ним еще более 8000 рецептов.
Одной из особенностей китайской медицины является то, что в состав лекарства часто входят самые разнообразные вещества, в том числе средства растительного, животного, минерального, неорганического происхождения и т. д.
Так что в книге «Бэнь цао ган му» внимание уделяется глубоким исследованиям не только фармакологических свойств растений, но и медицинской ценности животных и их отдельных органов.
В книге «Бэнь цао ган му» описано более 400 лекарственных средств животного происхождения, разделяющихся на 17 категорий. На основании внимательного рассмотрения и длительного изучения свойств этих животных Ли Шичжэнь исправил ошибки, имевшиеся в предыдущих медицинских работах, которые передавались из поколения в поколение на протяжении нескольких тысяч лет. В работе Ли Шичжэнь всегда придерживался научно-практического подхода, он сам выращивал и изучал животных, своими руками вскрывал их, чтобы получить достоверную информацию из первых рук.
Книга «Бэнь цао ган му» также тесно связана с наукой о сельском хозяйстве, так как в ней описано большое количество лекарственных средств растительного и животного происхождения.
В этой области Ли Шичжэнь также оставил потомкам большое количество ценной информации. Так, например, употребление виноградного вина в умеренных количествах может быть полезным для сердца и кровеносных сосудов человека, но в некоторых случаях оно может быть ядовитым’.’ Ли Шичжэнь в своей книге отметил, что хорошее виноградное вино обладает прекрасными вкусовыми и лечебными качествами. А некоторые виды вина могут стать очень крепкими, как будто крепкая водка. Нам хорошо известно, что перед употреблением виноградного вина необходим процесс «декантации», нужно чтобы виноградное вино вошло в соприкосновение с воздухом, насытилось кислородом. Если бутылка виноградного вина открыта, лучше выпить его в тог же день, а не хранить до следующего дня. В противном случае вкус его изменится, через несколько дней, оно может быть таким же крепким, как крепкая водка, в этом случае его уже нельзя употреблять.
Кроме того, в книге «Бэнь цао ган му» изложено собственное мнение Ли Шичжэня о лекарственных средствах минерального происхождения, в частности, описание нефти и ее применения в медицинских целях дано на триста лет раньше, чем в западных странах.
В Китае во времена династии Сун (960-1279 гг.) уже было известно о наличии запасов нефти, а в период династии Мин (1368—1644 гг.) осуществлялось ее масштабное применение. Согласно записям Ли Шичжэня, в период с 1506 по 1521 гг. в Китае начали добывать нефть под руководством властей. Общий смысл его записей таков: во времена династии Мин в г. Цзячжоу в соляном колодце внезапно была обнаружена нефть, выяснилось, что это была горючая жидкость, огонь становился сильнее при попытке погасить его водой, но быстро гас, когда его забрасывали землей или лебедой, местные жители назвали эту жидкость «серным маслом». С тех пор власти начали официально добывать нефть в этих местах. Об этом идет речь в книге «Бэнь цао ган му».
Нам уже известно, что Ли Шичжэнь внес огромный вклад в развитие фармакологии, а какие достижения у него были в области медицины?
Это, прежде всего, определение органа мышления. В Древнем Китае в качестве органа мышления традиционно рассматривали сердце, Ли Шичжэнь был первым, кто утверждал, что мозг является главным источником мыслительной деятельности человека, опровергнув, таким образом, ошибочные взгляды, существовавшие в течение нескольких тысяч лет. Это имело фундаментальное значение для развития китайской медицины.
Ли Шичжэнь в ходе лечебной деятельности опробовал огромное количество различных видов трав, многие из них он испытывал на себе, пренебрегая опасностью быть отравленным.
Он, во всем проявляя серьезный научный подход, собрал и обобщил полезные рецепты, и всю свою жизнь посвятил созданию классического труда по китайской фармакологии «Бэнь цао ган му». Будучи великим представителем китайской медицины, Ли Шичжэнь в своей врачебной практике и исследовательской деятельности следовал научной методологии, иначе он не в состоянии был бы совершить такую гигантскую работу как «Бэнь цао ган му». Это самое драгоценное сокровище, которое оставил потомкам в наследство этот выдающийся врачеватель.
Приведем пример: цветы дурмана индийского белого имеют анестезирующее действие и широко используются в медицинской практике. Но в Древнем Китае в связи с различием диалектов и разницей в описании в различных источниках, многие врачи в то время не знали полезных свойств этого лечебного растения. Ли Шичжэнь посетил горы Уданшань (пров. Хубэй) и уточнил его название у крестьянина-сборщика лекарственных средств. Он узнал, что на месте цветы дурмана индийского белого называют «Фэнчер ( 风茄儿 )». Чтобы определить действие цветов дурмана индийского белого, Ли Шичжэнь провел эксперимент над собой.
Теперь в родном городе Ли Шичжэ-ня Цичжоу везде можно увидеть цветы дурмана индийского белого, их применяют в качестве одного из важных видов анестетика. Но в медицинских трудах, написанных до династии Мин не было никакого упоминания об этом целебном растении, это Ли Шичжэнь впервые внес его в свою книгу «Бэнь цао ган му».
Ли Шичжэнь проявил большой интерес к цветам дурмана индийского белого, он из края в край исходил все горные районы страны, и в конце концов нашел это растение в горах Уданшань, священном для даосов месте. От радости он запрыгал как ребенок. Ли Шичжэнь принес с собой семена этого удивительного растения и посадил их на земле своего родного города.
Однажды, Ли Шичжэнь приготовил настойку из цветов дурмана индийского белого, и пригласил к себе в гости своих учеников, чтобы вместе насладиться напитком. Ли Шичжэнь прежде всех выпил два стакана, и немного опьянел. Ученики, видя учителя в подпитии, не смогли удержаться от смеха.
Позднее Ли Шичжэнь описал эту историю в своей книге «Бэнь цао ган му». По поводу действия цветов дурмана индийского белого он заметил, что человека сразу начнет клонить в сон как только он выпьет настойку из смеси растолченных в порошок цветов дурмана индийского белого (собранных в августе) и цветов Саnnabis sativa L.) (собранных в июле). Если в это время сделать больному несложную хирургическую операцию, он не будет чувствовать боли. Это первое в истории развития китайской медицины описание анестезирующего действия цветов дурмана индийского белого.
Ли Шичжэнь не только сам пробовал различные виды трав, чтобы определить их действие, но и скрупулезно добывал информацию о лекарственных травах из различных исторических источников, тщательно собирал ее и проводил на ее основе различные исследования.
Его научно-исследовательский подход был обобщен потомками в следующих пяти аспектах, «наблюдение и эксперимент, классификация и сравнение, анализ и синтез, критика и наследование, историко-филологические изыскания».
Приведем в качестве примера исследовательского метода ученого следующую историю: индиго с водой для окраски тканей (индиго, это порошок или масса, изготовленные из листьев многолетней травы стробилантеса, используется в качестве красителя) может уничтожать насекомых и избавлять от икоты, об этом Ли Шичжэнь узнал из двух древних историй. В первой истории рассказывалось, что в период династии Тан был монах, который постоянно икал и с трудом проглатывал пищу, перед смертью он велел ученику, чтобы тот вскрыл его труп и выяснил в чем причина.
После смерти монаха, его ученик, согласно завещанию, вскрыл его труп и обнаружил в нем червя, которого нельзя было уничтожить никаким лекарством. В это время другой монах как раз занимался окраской тканей, он налил чашку индиго с водой и плеснул на червя, который тут же издох. Исходя из этого Ли Шичжэнь предположил, что индиго с водой обладает умертвляющим червей действием.
Другая история подтверждает вывод, сделанный исследователем:
Один человек, которому страшно не повезло, напившись упал в заливное рисовое поле и сделал несколько глотков воды, вместе с водой к нему в желудок попали и конские пиявки, после чего, у него стало пучить живот, лицо приобрело желтоватый болезненный вид, он никак не мог излечиться.
Однажды он вышел из дома и, идя по улице, почувствовал сильную жажду. Воды поблизости как назло не было, вдруг он увидел чашку с водой на столе красильной мастерской, взял и выпил, это как раз была вода для окраски тканей, что убило конских пиявок, и этот человек выздоровел. Познакомившись с данной историей Ли Шичжэнь еще раз убедился в том, что индиго с водой обладает дезинсекционным действием, он многократно проводил клинические испытания и доказал свое предположение.
Ли Шичжэнь много читал, он критично наследовал опыт предшественников в сфере китайской медицины и фармакологии, созданный им труд «Бэнь цао ган му» являл собой наивысшее достижение китайской медицины в период династии Мин, и до сих пор остается «библией» китайской медицины.
Автор – ЧЖАН НИН
Источник – журнал “Китай” май-июль 2015 г.