Китайское гадание, более известное как Суаньмин ( китайский :算命; пиньинь : Suànmìng ; букв. «Расчет судьбы»), использовало множество различных методов гадания на протяжении династических периодов . Многие методы до сих пор используются в материковом Китае , Тайване , Гонконге и других китайскоязычных регионах, таких как Малайзия и Сингапур . Со временем некоторые из этих понятий перешли на корейский , японский и вьетнамский языки под другими названиями. Например, «Саджу» в Корее – это то же самое, что китайский метод четырех столпов (китайский: 四 柱 八 字).
История
В самых старых отчетах о практике китайского гадания она описывается как мера «разрешения сомнений» (например, «Исследование сомнений» 稽疑 часть Великого Плана zh :洪範). Два хорошо известных метода гадания включали bǔ卜 (на панцирях черепах) и shì筮 (на стеблях тысячелистника shī 蓍). Эти методы были санкционированы королевской практикой со времен династий Шан и Чжоу.
Гадание типа сян 相 (по внешнему виду – частей тела человека, животных и т. д.), однако, иногда подвергалось критике (Сюнь- цзы) ., «Против гадания»). Судя по всему, последний тип был частью медицинской и ветеринарной практики, а также частью, необходимой для сватовства и маркетингового выбора. Ряд техник гадания развился вокруг астрономических наблюдений и погребальных практик (см. Фэн-шуй , Гуань Лу ).
В династических хрониках сохранилось множество сообщений о том, что гаданием манипулировали с целью достижения политической или личной цели.
Гадание в династии Мин
Появления
В некоторых литературных произведениях времен Мин изображалось присутствие различных типов гадалок. Например, история 13 в книге «Истории, чтобы предостеречь мир» Фэн Мэнлуна иллюстрирует особенность предсказателя с «мешком на спине, кепкой на голове, черной рубашкой с двойным воротником и шелковым поясом, чистой парой ботинок и носков на ногах, а в рукавах свиток с письменами».
Гадалки во времена династии Мин развивали свой бизнес по-разному. Некоторые из них шли пешком, шли улица за улицей и держали в руках табличку с описанием их специализации. В шестой книге «Историй, призывающих предостеречь мир» изображена гадалка, которая шла по дороге в одиночестве. Держа баннер с надписью «Божественное предвидение», гадалка могла привлечь внимание клиента. Другие гадатели в сельской местности также устанавливали киоски в местах с высокой плотностью населения, таких как въезд в город и храмы.
Платежи
Обычно строгого договора на выплату гадалке нет. Поэтому гадалкам иногда приходится разбираться с клиентами по поводу гонорара. Клиент мог уйти от уплаты гадалке, но у него не было для этого практического решения. Однако бывают и случаи, когда клиенты были готовы доплачивать гадалкам, когда они были довольны результатом.
Методы
Физиогномика
Общая практика
Физиогномист тщательно исследовал тело человека, включая структуру лица, цвет лица, форму тела и кости. Физиогномист делал свои расчеты в основном на основе структуры и форм этих характеристик тела, где благоприятное будущее обычно проявлялось на идеальной черте тела.
Техники
Первая и самая основная техника, которую использовал физиогномист, заключалась в том, чтобы взглянуть на структуру лица и общую форму тела клиента. Размер был одним из факторов, благодаря которому физиогномик делал выводы не только на основе размера конкретной части тела, но и областей вокруг нее. Другой метод, который использовал бы физиогномист, состоял в том, чтобы сравнить структуру лица клиента с животными, которые обладали отличительной символикой и значениями. Благодаря этой связи физиогномист смог сделать общую экстраполяцию личности и карьерного пути. Например, как упоминается в Shenxiang Quanbian, «внешний вид тигра предполагает ум, амбиции и положение генерала».
Физиогномик может сослаться на Shenxiang Quanbian, в котором представлены шесть способов чтения определенных частей лица; например, одним из способов разделения структуры лица было использование геомантической теории путем классификации каждой части лица на определенные горы, реки и планеты.Кроме того, другой широко используемый анализ был основан на концепции «годовой удачи», где «он группирует фазы жизни до девяноста девяти лет по двенадцати земным ветвям, начиная с общей области шэнь , возле верхней части левого уха и заканчиваясь у сюй , на левой щеке».
В связи с этим физиогномист может рассчитать судьбу человека, основываясь на конкретной черте лица, которая представляет его или ее состояние в этом конкретном возрасте. «Шифу встречает друга в Танке» Фэн Мэнлуна рассказывает историю между физиогномером и герцогом Цзинь по имени Пейду в начале истории, в которой физиогномист предсказал карьерный путь и богатство Пейду через несколько лет на основе внешности области под глазами Пейду. В этой истории физиогномист использовал метод «годовой удачи», и его объект техники — рисунок черты лица Пейду.
Помимо сосредоточения внимания на структуре и деталях лица, еще одним важным методом для гадалок было смотреть на цвет лица, чтобы определить потенциальный успех или неудачу, которых может достичь человек. Например, физиогномист может предупредить своего клиента, если у него или у нее относительно темный цвет лица. Основываясь на этом факте, даже несмотря на то, что физиогномеры оценивали цвет лица человека иначе, чем врач, ему все равно нужно было обладать некоторыми базовыми медицинскими знаниями, чтобы обосновать этот расчет.
«Пять элементов»
Еще одна важная техника, которую физиогномист применял для предсказания судьбы клиента, заключалась в том, чтобы определить «пять элементов» человека, взглянув на форму его или ее тела. Основываясь на трудах Шэньсян Цюаньбянь, физиогномист обращал внимание на кости, глаза, плечи, брови и другие особенности тела, чтобы определить свою собственную стихию, а затем производил расчет судьбы клиента на основе своих «пяти элементы». Например, физиогномист считал бы клиента «водяным» человеком, если бы «у него был круглый, тяжелый и черноватый вид, с большими глазами, густыми бровями, свисающим животом и прямыми плечами».
Чтобы глубже понять своего клиента, ему нужно было выйти за пределы единственного качества определенного элемента и понять сложные взаимоотношения в сети всех пяти элементов и их различных форм проявления в теле. Каждый из элементов может оказывать существенное влияние на другой, как отрицательное, так и положительное. Характеристика сочетания любого из этих элементов могла различаться от человека к человеку, что приводило к разному результату в расчете судьбы. Например, «когда человек из дерева обладает некоторыми качествами воды, он будет пользоваться честью и богатством и будет выше обычного в научных начинаниях».
Чтение рук
Другой основной способ в физиогномике – определить свою судьбу по рукам, особенно ладоням. В общих чертах физиогномист сначала исследует форму и кожу руки. Например, физиогномист считал бы счастливчиками тех, у кого крупная рука. Посмотрев на форму руки, он затем внимательно рассмотрит рисунок ладони своего клиента. Физиогномист определил бы судьбу человека, прочитав структуру выпуклостей и линий. Ладонь клиента позволяла физиогномику определять здоровье, богатство и социальный статус клиента.
Молниеносное гадание
Гадалки во времена династии Мин широко применяли метод гадания на Цзыпине, который впервые был представлен знаменитым вычислителем судеб по имени Сюй Цзыпин.
Техники
Метод Зипинга сосредоточился на «десяти стеблях» и «двенадцати ветвях» рождения человека. Этот метод известен применением «четырех столпов судьбы», чаще всего называемых «Ба-цзы» или «восемь символов», для расчета судьбы, и то, что сформировало этот метод, было компонентами года, месяца, дня человека. , и час рождения. Путем соединения стволовых ветвей рождения и их пяти элементов гадатели рассчитывали судьбу клиента, находя взаимосвязь между этими двумя элементами.
Геомант (Фэн-шуй)
Геомант исследовал размещение домов и родовых гробниц. Принцип заключался в том, чтобы искать баланс во вселенной, чтобы обеспечить многообещающую жизнь или конкретное событие. Поэтому объект их техники — дом, гробница, время и космос.
Геоманты обычно заявляли о своем опыте в «геологии», потому что знание геологии позволяло им исследовать горы, воду, направление и почву.
Одним из основных методов геоманта было использование компаса (лопань) в качестве инструмента для расчета местоположения и времени. Обычный компас содержал тридцать восемь колец, которые соединялись между собой «пятью элементами», «двенадцатью ветвями», «девятью звездами» и «десятью стеблями»; поэтому геомант должен определить конкретный символ на компасе, который может представлять характер местоположения. Например, «если по компасу определенная точка связана с планетой Марс, и если дерево «агента» находится слева от этой точки, а «вода» — справа от нее, то местоположение будет неблагоприятным, потому что вода уничтожает огонь, а огонь уничтожает дерево».
Техники
-
Чтение лица (面 相)
— это интерпретация черт лица, носа, глаз, рта и других критериев на лице и преобразование этих критериев в прогнозы на будущее. Обычно это охватывает одну фазу жизни клиента и раскрывает тип удачи, связанный с определенным возрастным диапазоном. Карта позиций также относится к различным точкам на лице. Это представляет собой удачу человека в разном возрасте. Верхняя часть лица представляет собой молодость, средняя часть лица представляет собой средний возраст, а нижняя часть лица представляет собой старость.
-
Хиромантия(手相)
— это анализ расположения линий на ладони для любви, личности и других качеств. По технике это несколько напоминает западную хиромантию .
-
Кау Чим(求 籤)
— для этого требуется встряхнуть бамбуковый цилиндр, в результате чегоиз цилиндра выйдет по крайней мере одна модифицированная ароматическая палочка . Китайские иероглифы , начертанные на палочке, анализируются интерпретатором. Прогноз является краткосрочным, поскольку он охватывает один год по китайскому календарю . На Западе этот метод был популяризирован под торговым названием «палочки Чи-Чи».
-
Цзы вэй доу шу(紫微 斗 數)
— эта процедура, иногда широко называемая (китайский: 批 命, пик мэн ) или астрологией Пурпурной звезды или астрологией Императора / Пурпурной (Звезды), включает в себя клиент, ищущий советника, владеющего мастерством Китайский календарь. Астрология используется в сочетании с китайскими созвездиями , четырьмя столпами судьбы и методами гадания по пяти элементам . Результатом является перевод своего пути судьбы, интерпретация предопределенной судьбы. Результат деталей варьируется в зависимости от точности исходной информации о четырех столпах, которую клиент предоставляет гадалке. Этот метод также может проверять уникальные события, которые уже произошли в жизни человека.
-
Ба-цзы (八字)
— этот метод, несомненно, самый популярный из китайских методов гадания и самый доступный. На практике он имеет много вариантов, самый простой из которых называется «Ziping Bazi» 子平八字, изобретенный мастером Ziping. Как правило, это включает в себя четыре компонента времени: час рождения, день, месяц и год. Каждый столп из Шестидесяти Цзяцзы и объединение их в Четыре Столпа. Затем Четыре Столпа сравниваются с Мастером Дня, Небесным Стволом для Столпа Дня. Это форма астрологии, в отличие от гадания или гадания, и рассказывает человеку о его или ее судьбе в жизни, текущей ситуации и области для наиболее успешного занятия. Первоначально Бацзы читался против Года Земной Ветви, затем акцент сместился на Столп Месяца, затем, наконец, Мастер Сюй Цзыпин .усовершенствовал и переделал систему, чтобы использовать Небесный Ствол Дневного Столпа в качестве акцента и фокуса при чтении. Практика чтения по Ветви года является источником популярных китайских гороскопов для вашего года рождения.
-
Вэнь Ван Гуа или Мань Вонг Гуа(文王卦)
— также известный как Лю Яо (六爻) или У Син И (五行易), иногда называемый У Син И Шу – на основе У Син .
-
Мэй Хуа И Шу или Муи Фа Йик Соу (梅 花 易數)
— образно говоря, «расчет цветка сливы», иногда называемый Мэй Хуа Синь И. \Mui Fa Yik Sou, Zi wei dou shu, Tik Pan San Sou zh:鉄版神數, расчет Северного полюса, расчет Южного полюса – это пять основных расчетов.
-
Ци Мэн Дун Цзя(奇 門 遁 甲)
— также известный как Кей Мун Тун Кап, Дун Цзя или просто Дуньцзя / Дунь Цзя, или иногда Ци Мэн или Цимэнь / ЦиМэн – Странные Двери и Скрытая Цзя, Скрытая Цзя , убегающая через Странные Двери, Цзя получает приоритет или важность. Он называется Дунь Цзя, потому что цель этого Гадания состоит в том, чтобы защитить ствол Цзя и переместить его в безопасное место, где бы он ни находился в карте Ци Мэнь Дунь Цзя или в пайпане. Вторая высшая форма китайского гадания, по словам Джека Суини. Используется Лю Бо Вэнь, чтобы помочь династии Мин захватить трон.
-
Йик Лам (易林)
- Инь Кам (演禽)
-
Чаша Инь и Ян (陰 陽 杯) – основана на Инь и Ян.
-
Тик Пан Сан Со (鐵板神數)
-
Вонг Кек Инь Соу (皇極易數)
-
Семь больших и четыре второстепенных звезды (七政四餘)
-
Жизнь трех поколений (三世書)
-
Инь Кам Фа (演禽法)
-
Чин Тин Соу (前定數)
-
Люн Тоу Кам (兩 頭 鉗)
— Образно говоря, «двуглавое подавление».
-
Да Лю Жэнь(大六壬)
— также известный как Лю Жэнь Шэнь Кэ, или просто Лю Жэнь, иногда называемый Сяо Лю Жэнь – Шесть Больших Жэнь (Небесный Ствол), Жэнь в данном случае имеет приоритет или важность. Он называется Да Лю Жэнь, потому что в шестидесятилетнем цикле есть Шесть Жэней, каждая из которых имеет свою ветвь. Высшая и наиболее точная форма китайского гадания, а после династии Сун и самая популярная в имперском Китае, основанная на текстах, найденных в пещерах Дунь Хуана. Ссылки на Да Лю Жэня можно найти в династических историях и в романах о трех королевствах.
-
Тай И Шэнь Шу(太乙神數)
— также известный как Тайи или ТайИ или Тай И – Великий Бог И , Расчет, Расчет, Бог Великого И , И отдается приоритет или важность. В основном используется для начала войн или других крупных имперских действий с компонентом гадания.
-
Ченг Гу Гэ(称 骨 歌)
— « Песни о взвешивании костей» , метод гадания Юань Тянь Гана (袁 天 罡), включает сложение «астрологического веса» четырех компонентов времени и чтение общего веса по определенному стихотворению, таким образом раскрывая свою жизненную судьбу. Другой метод был разработан Чжан Чжуном (даосом) .
-
Чжоу И(周易)
— также известный как И Цзин или И Цзин, гадание по книге перемен. Методы включают в себя: Компьютерное литье, литье стеблей тысячелистника, литье монет, литье бумаги, ручное литье включает стебли тысячелистника или монеты.
-
И Цзин Нумерология
-
Дата и время И Цзин
-
Визуальный И Цзин
-
Хуан Цзи Цзин Ши(皇極經世)
— метод гадания, основанный на книге Шао Юна «Хуан Цзи Цзин Ши».
-
Хэ Луо Ли Шу
— нумерология типа гадания в соответствии с диаграммой Хэ Ту / Хэту / ХэТу или диаграммой Желтой реки.
-
Ди Ли Фэн Шуй
— искусство гадания, основанное на геомантии. Похож на Ци Мень Дунь Цзя.
-
Джиу Гонг Мин Ли(九宮 命 理)
— также известная как « 9 звезд Ки » или «Чи» / «Ци», также называемая «Астрология Белой и Пурпурной звезд».
-
Анализ имени(姓名学)
— анализ имени, написанного традиционными китайскими иероглифами, на его влияние на человека. Это часто используется в сочетании с Ба-цзы .
Гадалки использовали самые разные методы, и эти методы можно разделить на шесть категорий: астрология, календари, чтение по кости, пять элементов («五行»), анализ сновидений и анализ физических объектов.
Интересным фактом является то, что китайские альманахи были значительно усовершенствованы иезуитами. Став свидетелем более точного предсказания астрономических явлений, правительство Мин приветствовало модификацию иезуитами китайских календарей и сохранило первоначальный способ предсказания того, был ли день благоприятным или неблагоприятным в новых календарях, которые были улучшены иезуитами.
Социология
В китайском обществе гадание является уважаемой и важной частью социальной и деловой культуры. Таким образом, гадалки часто берут на себя роль, эквивалентную консультантам по менеджменту и психотерапевтам в западном обществе. Как консультанты по менеджменту , они консультируют деловых людей по деловым и инвестиционным решениям. Многие важные деловые решения требуют участия гадалок. Их социальная роль позволяет размещать риски принятия решений за пределами организации и обеспечивает механизм быстрого случайного выбора между несколькими одинаково полезными вариантами. Как психотерапевты , они помогают людям обсуждать и решать личные проблемы без клейма болезни.
Путь к профессии
Большинство физиогномеров, записанных в географических справочниках, не идентифицированы. Некоторые из гадалок были из бедных семей, и они вошли в оккупацию, чтобы зарабатывать на жизнь. Многие из них не имели возможности подготовиться к экзамену на государственную службу. Некоторые слепые люди, лишенные права заниматься другими делами, бродили по улицам и практиковали физиогномику, в частности метод прикосновения к костям клиентов и прослушивания их голосов.
Многие гадатели, на самом деле, были и в других профессиях, и гадали они либо по второстепенной профессии. Например, гадатели, упоминаемые в записях, обычно были образованными людьми из высших социальных слоев, а некоторые из них даже были учеными-чиновниками, игравшими значительную роль в правительстве. Например, семья Юань из династии Мин, которая внесла основной вклад в книгу Шэньсян Цюаньбянь, также была хорошо образована и участвовала в центральном правительстве.
Другие практиковали это просто как хобби, где они сформировали сообщество гадалки с другими элитными мужчинами. Чжу Цюань, один из сыновей Тайдзу, увлекался изучением знаний о гадании, и он часто болтался с другими грамотными мужчинами и обсуждал навыки гадания. Он также написал книги по астрологии, расчету судьбы и геомантии.
Клиенты
Большую часть клиентуры составляли те, кто готовился к экзамену на государственную службу и надеялся получить должность в правительстве. Во время экзамена большое количество мужчин и членов их семей спрашивали у гадалок, каковы их шансы на успех на экзамене. Например, студент после сдачи экзамена пришел к предсказателю по имени Цуй Цзыцзюнь, Цуй предсказал, что он получит высший балл, и когда результаты были опубликованы, студент действительно был на первом месте. Чем точнее гадалка сможет предсказать судьбу клиентов, тем выше будет его репутация и авторитет, а это привлечет больше клиентов, желающих заранее узнать свои результаты. Иногда знаменитая гадалка сидела дома, а за дверью стояла длинная очередь клиентов, просивших предсказание.
Отдельная группа гадалок полагалась на элитных и имперских клиентов.
Например, когда Тайцзу отправлялся на битву, он брал с собой гадалка по имени Хэ Чжунли, потому что он всегда делал точные предсказания результатов битвы. Позже Хэ Чжунли был удостоен звания в Бюро астрономии. Гадалки, заработавшие солидную репутацию, могли заручиться благосклонностью императоров и получить восходящую социальную мобильность.
Что касается клиентов геомантов, то большая часть домохозяйств обращалась к геомантам, когда им нужно было построить дома, выбрать место для гробниц и провести мероприятия. Например, плотники были бы их клиентами, чтобы спросить рекомендуемую планировку ворот и дома.
Кроме того, многие клиенты просили совета по поиску могил, чтобы выполнить свои обязанности сыновней почтительности. Люди также твердо верили, что, похоронив своих старших в благоприятной земле, они смогут сохранить процветание своих семей для следующего поколения. В частности, геомант должен был проверить, было ли в этом месте «меньше ветра, но больше воды», чтобы умерший мог спокойно жить в другом мире и благословлять семью. Люди склонны приписывать благополучие своей семьи профессиональным способностям геоманта.
Китайские гадатели разговаривали с разными классами людей.
Некоторые гадатели занимались своими делами на улицах и получали очень небольшую плату (одна монета). Например, в рассказе Лин Мэнчжу главный герой Вэнь Жосюй заплатил одну монету за услуги гадалки. С другой стороны, хотя и с трудом, гадатели все еще могли войти в правительство и стать чиновниками как мастера в гадании. В этом случае гадатели могли служить правительству и даже императору. Юань Гун, гадалка, специализирующаяся на физиогномике, успешно предсказала, что Чжу Ди станет императором династии Мин, и убедила его попытаться занять трон. Юань много выиграл от ранней поддержки Чжу Ди. И Юань Гун, и его сын были влиятельными физиогномистами, участвовавшими в решении национальных проблем.
Отношения с клиентами
Как правило, гадалка ведет беседу с клиентом, задавая личные вопросы. Во время этого процесса гадалка анализирует выбор клиентом слов и языка тела. Он обращает внимание не только на прямую информацию, которую клиент намерен раскрыть, но и на скрытые факты о клиенте, которые он или она может не захотеть поднимать в разговоре. Для гадалок было крайне важно найти баланс между демонстрацией своих знаний и установлением доверия со стороны своего клиента.
Социальная лицензия
Гадалки имели социальную лицензию, потому что общество позволяло им действовать необычным образом; например, гадалке разрешалось осматривать тела людей и выносить на их основе суждения. Кроме того, некоторым гадалкам, которые практиковали прикосновение к костям, общество также разрешало прикасаться к телу клиента, тогда как другие занятия не имели такой лицензии. Между тем, гадалка также имела социальный мандат подсказывать людям, что делать, основываясь на своих профессиональных знаниях, что могло оказать значительное влияние на общественный порядок.
Во время правления императора Ванли, некоторые жадные чиновники пытались эксплуатировать больше шахт, чтобы получить больше прибыли, но это сказалось на жизни мирных жителей и вызвало хаос. В связи с этим геомант по имени Ву Пэн остановил их от добычи, сказав, что им не повезет, потому что они нарушили баланс « фэн-шуй ». Более того, исторические записи показывают, что одной из причин, по которой Чэнцзу узурпировал трон у своего племянника, было то, что физиогномист по имени Юань Гун предсказал, что он станет императором.
Риски
Стать чиновником не означает, что все эти гадалки смогут наслаждаться прекрасной жизнью, как семья Юаня. Иезуиты, сыгравшие важную роль в реформировании календарей, взяли на себя больше ответственности после того, как их признало правительство династии Мин. Поскольку они стали официальными лицами, в их обязанности входило предугадывать, когда наступят благоприятные дни для выполнения конкретной задачи.
К сожалению, из-за популярности гадания в Китае иезуитам приходилось очень часто делать вычисления, и они не до конца понимали эту культуру. Кроме того, когда гадатели стали чиновниками, они также столкнулись с нападками со стороны других чиновников. Одним из сардонических примеров было то, что иезуиты, как специалисты по астрологии, подверглись импичменту китайским ученым из-за неподходящей даты, которую они выбрали для похорон принца.
Табу
Среди множества методов гадания один из них, Орден Тяньши Дао («天师道»), явно ограничивал его использование в ранний период их существования. Наставления Тяньши Дао предупреждают даосов Тяньши Дао, что они не должны гадать для строительства, используя астрологию, и гадать для других, даже не практиковать гадание. Эти наставления, возможно, были написаны в третьем веке, и цель наставлений заключалась в том, чтобы отличить даосов Тяньшидао от других даосских практиков, которые также знали техники гадания. Причина, стоящая за заповедями, заключалась в том, что гадание не имело решающего значения для Тяньшидао на начальном этапе, и эта техника просто служила для установления ритуальной основы Тяньшидао.
Чувство вины и кодекс
В истории Фэн Мэнлуна гадатели не хотели говорить Пэй Ду, что у Пэя несчастливая судьба, и когда ему пришлось сказать это, он заранее попросил прощения и отказался получить какую-либо плату. Итак, некоторые гадатели знали, что их предсказание может испортить настроение другим, но это была их работа, чтобы сказать правду. Чтобы прийти к компромиссу, гадалка в истории Фенга решила не брать деньги с бедного покупателя. Существует также другая возможность того, что некоторые гадатели пытались шокировать своих клиентов, преувеличивая последствия удачи клиентов, поскольку Гэ Хун, известный даос, критиковал некоторых гадалок, которые сильно преувеличивали предсказанный ими результат.
Иногда гадание также порождает убийства. Когда Юань Гун сказал Чжу Ди, принцу Яня, что Чжу Ди будет императором Мин, Юань, вероятно, заметил, что его слова помогут Чжу Ди принять решение. Поскольку существующий молодой император, Цзяньвэнь, не просто позволил своему дяде занять его трон, и после того, как Чжу Ди изучил компромисс между ожиданием наказания от Цзяньвэня и борьбой за трон, совет Юаня мог стать последней каплей в последней капле Чжу Ди. решение. В 1399 году Чжу Ди объявил войну и успешно победил Цзяньвэнь в 1402 году, а в результате четырехлетней войны многие части северного Китая превратились в руины. С этой точки зрения гадание может быть опасным.