За последние 20 лет оборот предметов китайского искусства в мире значительно возрос. Например, по объемам экспорта мебели, в том числе и антикварной, Китай уже поравнялся с такими гигантами индустрии, как Италия и Германия, а китайские предметы декора постоянно обновляют ассортимент мировых аукционных домов, галерей и шоу-румов. В течение последних трёх веков интерес к восточной экзотике то утихал, то разгорался с новой силой. Попробуем разобраться, как же получилось так, что сегодня практически в любой квартире мы можем почувствовать дух Востока, заключенный в китайскую расписную вазу, бамбуковую циновку, ширму и т.д.
Источник: www.studyblue.com
Сегодня обставить гостиную «по Фэн-шую» не составит труда.
Тумбочки из чёрного дерева, фарфоровые вазы, бумажные фонарики, таблички с изображением иероглифов, всевозможные безделушки и статуэтки — этот список можно продолжать бесконечно. Китайские рынки и магазины мебели и фурнитуры изобилуют этим добром, поэтому покупка утвари из Поднебесной сейчас доступна каждому. Из некогда элитарного этот стиль превратился в один из самых популярных и доступных.
Современные западные «китайские» интерьеры предполагают, в первую очередь, наличие предметов декора в традиционном китайском стиле, таких как расписанные вазы, фигурки животных, людей, мифических существ из бронзы и камня, каллиграфические свитки, кубические комоды из чёрного лака с бронзовыми вставками, тяжёлые кресла с симметричной резьбой и решетчатыми орнаментами, бамбуковые циновки-подставки под горячее и ротанговые корзины.
Всё это приносит в дом дух «китайщины». Но китайский интерьер не может быть «настоящим» без неотъемлемой его части – надписей или изображений китайских иероглифов (например, 福 – счастье, 富 – богатство, 爱 – любовь, 和 – гармония). Их можно заметить на постельном белье, обоях, в рамочках на полках, правда, к сожалению, не все эти иероглифы реально существуют, иногда попадается и просто хаотичные наборы черт, якобы призванные принести в дом гармонию и процветание.
Это все о том, как дела обстоят сейчас, а что же было тогда?
Вначале стоит дать некоторые общие характеристики традиционного китайского интерьера, его стилистики и символики. Достаточно сложно кратко описать такой громадный сегмент китайской культуры, как организация жизненного пространства, но без этого невозможно проследить «эволюцию» китайского интерьера и изменение его формы и контекстуального значения на Западе. Изначально жизненное пространство в Китае располагалось на полу, стулья и кровати современного вида не были известны китайцам. Для сидения использовались циновки и топчаны. А для лежания – так называемые та (榻) и чуан (床), которые имели вид немного приподнятых над полом широких лежанок, а также два вида канов (炕, 匟).
Для хранения вещей использовались сундуки, у которых после вхождения высоких кроватей и стульев в обиход появились подставки-ножки и дверцы, и они превратились в шкафы гуй (柜).
Среди ученых нет единого мнения о том, когда именно в Китае появились стулья и столы современного типа, то есть когда именно китайское жизненное пространство «поднялось».
Существует теория, что стулья и кресла пришли в Китай с миссионерами-иезуитами, либо были принесены торговцами из Средней Азии, либо пришли из Индии, вслед за буддизмом. Исследователь китайской мебели С. Фитцджеральд утверждал, что стулья, или, так называемые хучуан (胡床) – варварские сиденья, появились еще во время правления династии Хань. Некоторые ученые также полагают, что «поднятие» жизненного пространства китайцев произошло в обход внешнего влияния, вследствие трансформации и модификации традиционных форм.
Всем известно, что в китайской живописи нет понятия перспективы. Этот принцип распространился и на китайский интерьер. Элементы декора мебели – ручки, резьба, решетки и пр., как бы лежат на плоскости, не выделяются в пространстве, являются частью общего ансамбля, гармонируют друг с другом.
Традиционный китайский интерьер отражает конкретно-чувственное восприятие пространства, свойственное китайцам.
Расстановка предметов в помещении воплощает китайское понятие мироздания, а именно – гармония инь и ян, а также восприятие человека, как части триады Небо-Человек-Земля. Другими словами, интерьер являлся частью системы космологической символики. Эта тема, требующая больше времени для раскрытия, поэтому заинтересовавшимся советую найти и прочитать книгу Белозёровой В.Г. «Традиционная китайская мебель».
С «тогда» и «сейчас» китайского интерьера мы определились, но что же было между? Как именно китайский стиль проник на запад и возымел так много поклонников?
Первыми «проводниками» китайской культуры на Запад стали монахи-иезуиты, и прочие европейские миссионеры. Значительный вклад в знакомство Запада с китайской культурой сделали купцы, например, множество описаний оставил после себя Марко Поло, но в полной достоверности его записок многие ученые сомневаются. В конце 16 века Португальцы «открыли» Китай с юга, был проложен морской путь в загадочный Катай. Установления торговых связей с Китаем португальцами дало начало формированию более ясного и правдивого представления о стране. С появлением Ист-Индской Торговой Компании в XVII веке экспорт товаров из Китая в Европу возрос в разы.
В то время грузить на корабли громоздкую мебель никому не приходило в голову, в основном в Европу из Китая везли шелк, фарфор, лакированные предметы и прочие безделушки, которые пробудили признание и восхищение в Европейском высшем обществе. Иное восприятие понятия прекрасного, свойственное китайской культуре, было ново для европейского общества, восточная экзотика очаровывала и завораживала.
Большинство предметов китайского искусства, в том числе и мебель, осели в домах частных коллекционеров (там они, собственно, и остались).
Таким образом, в конце XVII века сформировался самостоятельный стиль шинуазри, что по-французски означало «китайская всячина». Этот стиль проявился во многих аспектах жизни европейцев, но мы рассматриваем его влияние на интерьер. Появились, так называемые, китайские кабинеты, сады, чайные комнаты. «Китайская всячина» лаконично вписалась с интерьеры барокко и рококо, но, к сожалению, утратила всякое символическое значение.
В России китайские предметы быта и искусства известны были еще со времен первых контактов с Китаем в XVII веке.
Знакомство с китайской материальной культурой происходило посредством посольских даров, которые, в основном, не включали в себя предметы интерьера. Более близкое знакомство с китайскими предметами интерьера произошло в XVIII веке. Европа, а в частности Франция, была примером для подражания Российской Империи, и как следствие, стиль шинуазри быстро вошёл в жизнь российского «Просвещённого Общества».
В эпоху модернизации искусства в XX веке интерес к Китаю стал более аналитическим. Во-первых, со временем «китайщина» перестала быть доступной только высшим слоям общества, во-вторых, люди стали обращать внимание не только на эстетическую составляющую шинуазри, но и на значение и изначальную символику предметов. Это породило повальное увлечение в конце XX-начале XXI века идеями правильной, с восточной точки зрения, организации жизненного пространства, идеями фэн-шуй.
Во второй половине XX века китайское искусство, а в том числе и антикварная мебель, становится одним из топовых предметов на мировом антикварном рынке и приобретает глобальный характер. Крупные западные аукционные дома, такие, как Christie’s и Sotheby’s, предлагают огромное разнообразие предметов китайского искусства на любой вкус.
Стоит отметить, что некоторые исследователи считают, что само слово шинуазри не может употребляться применительно к современному интерьеру, так как является термином, описывающим конкретное явление в истории развития интерьерной традиции на Западе.
Несмотря на то, что в последнее время появилось множество разнообразных книг, пособий и мастер-классов по тому, как правильно организовать свое жизненное пространство, чтобы привлечь в свой дом гармонию, счастье, богатство и процветание, обывательскому западному уму никогда не постичь тонкости восточного мышления и его сакральных знаний, которыми сами китайцы, будто бы обладают на генетическом уровне.
В связи с растущим спросом, предложения «научить» восточной мудрости, можно обнаружить на каждом шагу.
Каждый уважающий себя книжный магазин обязательно имеет в своем ассортименте книгу под названием «Фэн-шуй на каждый день: как стать богатым и счастливым», а каждый продвинутый журнал интерьер-дизайна, хоть раз издавал спецвыпуск «Все тонкости китайского интерьера».
К сожалению, в связи с ограниченной осведомленностью авторов подобных материалов о китайской культуре, во многих советах можно обнаружить непростительные, с точки зрения китайца, ошибки. Например, в одном из американских видео-советов о том, как правильно сервировать стол для китайского банкета, на тарелках лежали скрещенные палочки для еды, что в китайской культуре является проявлением неуважения к хозяину или сотрапезнику. Таким образом, бесконтекстное, бездумное использование предметов китайского быта является следствием поверхностного отношения к китайской культуре, незнания и непонимания ее особенностей и характерных черт.
Зачастую интерьеры в стиле шинуазри призваны показать лишь увлечённость его хозяина восточной экзотикой.
Редко, когда интерьер в китайском стиле является отражением реальной заинтересованности в китайских традициях, учениях или искусстве. Тем не менее, сам факт присутствия хотя бы увлечённости говорит о том, что быт и интерьерные традиции нашего ближайшего соседа вызывают у нас интерес и желание подражать, что и является частью процесса межкультурной коммуникации Китая и Западных стран, в том числе и России.