Рассказывает Ван Да-ю — ученый в области культурологии, антропологии, фэн-шуй. Комментирует Бронислав Виногродский.

Шао-Хуа — это мой псевдоним, мое даосское прозвище. Мое основное направление исследований — это даосское направление. Мы проводим исследования в области естественных наук. Гуманитарные науки больше относятся к буддизму. Естественные науки даосизма в основном связаны с циклами изучения Вселенной, макрокосмосом. Это то, чем занимается даосская практика. Это называется Великий путь в даосской традиции.

Второе направление — это закономерность, модель развития Вселенной, образец правил, по которым она развивается. Это естественные, природные правила, и если ты знаешь эти образцы и модели, понял эти законы, тогда ты можешь познать, как устроена Вселенная. А это познание, по сути, есть путь познания развития Вселенной, это лестница в небо.

Лестница — это тоже дорога. В культуре Великого пути это небо, земля и человек. Каким образом они сообщаются друг с другом, как влияют друг на друга, по каким закономерностям происходит это взаимное влияние — это законы об информационной целостности Вселенной.

Я исследую эту макромодель Вселенной. Ее закономерности и модели существуют сами по себе, автономно. Что означает это существование? Это отдельная научная дисциплина. Это не потому, что мы направляем туда сознание, и это все появляется. Эти законы существуют сами по себе. При этом главным образом рассматриваются механизмы познания и инструменты познания, то есть то, что относится к области Великого предела.

Существуют Прежненебесные перемены и Посленебесные перемены. Прежненебесные перемены — это как раз устройство Вселенной, а Посленебесные перемены — это путь познания. В Посленебесных переменах, если понимаешь закономерности устройства, то можешь делать свои человеческие дела правильно.

Великий предел разделяется на левосторонний и правосторонний пределы. Вращающийся влево — это великий предел Прежних небес. Вращающийся вправо — это великий предел Последующих небес. То есть, Прежненебесный и Посленебесный — это то, в которую сторону идет. Ты на основании этого определяешь, в каком направлении идут процессы в твоем теле, по потоку или против потока. Вращение по потоку обычно рассматривают как вращение вправо, движение по времени. Вращение вправо — это вращение по часовой стрелке. Вращение против часовой стрелки это левое вращение, вращение Великого пути. Все великие движутся против часовой стрелки. А вращение по часовой стрелке — это вращение на земном пути движения, или великая неясность. Северное полушарие вращается таким образом. Южное полушарие вращается в противоположную сторону.

У людей на макушке есть темя, которое также вращается. То есть макушка у человека аналогична небу, здесь есть спираль. Одна из точек в теменной области называется «сотня соединений», или «соединение всего». Вокруг нее расположены четыре точки, которые называются «собирание духа», далее есть еще четыре точки, которые называются «точки света». В целом эти восемь точек называются «точки чувствительности к духу», или «точки восприятия сознания». Таким образом, темя у человека — это область контакта человека с небом. На ногах у человека есть точки, которые называется «клокочущий источник», они являют собой путь земли в человеке. Область пупка соответствует точке, где проходит путь человека в организме. Так соединяются небо, земля и человек.

Сам человек находится в центре человека, а точки соответствуют областям-категориям света. Потому и говорится, что небо и человек сходятся в едином, небо и человек не могут быть разделены. Это даосская теория информационной целостности системы. В ней все рассматривается как материальная конструкция, согласно этой теории все имеет свое материальное воплощение. То есть субстанция ощущений, субстанция дыхания, субстанция сознания — все это материальные сущности. Они не являются отдельными неощутимыми духовными сущностями, то есть божественная субстанция при этом также представляет собой материальную субстанцию.

Особенность этой теории в том, что она говорит о наличии материального субстрата всего, что может быть названо во Вселенной. И мы находимся в одной части этого существующего мира, которая называется янской частью, и даже все что невидимо, тоже называется янским. И дух, который существует за пределами человека, который мы не обязательно видим глазом, также называется чистейший ян. Его особенность в том, что он не имеет материальной формы — нет образов, через которые он может быть воплощен и описан.

Почему мы невидимое тоже относим к категории ян? Потому что по теории даосизма янская сила дыхания поднимается вверх. А мутная сила дыхания опускается вниз, это мутная иньская сила дыхания. Следовательно, то, что движется вниз, включая то, что есть в человеке, относится к категории инь (это, по сути дела, противоречит тому, что пишется сейчас в книгах). То есть имеется в виду, что вещи невидимые также относятся к янским, включая и тот мир, который мы не ощущаем. А мир, в котором мы живем, человеческий мир, рассматривается как мир темный.

Мир людей, которые уже умерли, это иньский невидимый мир. Человек поднимается на небо, потому что небесный зал находится на небе, а живые люди живут в земной темнице, тюрьме. То есть мир людей — это земная темница, она находится не под землей, под землей нет никакой тюрьмы. Именно человеческий мир представляет собой земное страдание, земную темницу (казино и прочие плохие дела). И здесь есть как люди, так и бесы. Поэтому в даосизме говорится, что, погрузившись в небеса, движешься по пути. И только даосы, странствуя в небесах, идут по пути. И их суть состоит в том, чтобы поддерживать и помогать правде и справедливости.

Что такое на небесах идти по пути? Это искоренять искривления, патогенное, все зло. Искоренять среди людей неравенство, несправедливость, неправильные дела, добиваться действительного равенства благородных и низких. Мы рассматриваем все — всех людей, животных, растения, столы, стулья, рассматриваем их как живые и одухотворенные сущности, воплощение жизни. И поэтому каждый человек не может легкомысленно уничтожать и убивать существующее. И все это дело жизни требует людей, которые практикуют, которые любят все живые существа.

Высшее проявление человеческой любви —

всеобщая любовь.

Чуть ниже находится всеобъемлющая любовь, то есть любовь ко всем живым существам. Дальше — любовь ко всем людям. Первый тип любви включает в себя также и сущности, которые находятся и за пределами человеческого мира. Далее следует объединяющая любовь, которая указывает на любовь к людям, превосходящую связи, выходящую за пределы корпоративной тяги к наживе. То есть это разные люди, ситуации, нации, государства, все активные образования, между которыми должны строиться отношения на принципах любви.

Дальше идет любовь человеческая, связанная с добротой. Это говорит о соединении людей через человечность, через общечеловеческие принципы добра. Например, мы занимаемся чайным путем. Чайный путь есть определенный путь структуры коллектива. Все люди, которые находятся на этом пути, должны проявлять друг к другу человечность, любовь. Это любовь, связанная с человеческой.

Дальше находится дружеская любовь. Это любовь между друзьями, близкими людьми. Еще дальше — любовь чувственная. Она связана только с чувствами между полами — это родственные чувства, это могут быть отец и сын, братья и сестры. То есть родственная любовь, которая связана с кровными узами. Еще ниже находится половая любовь, которая связана с разными полами. Дальше идет любовь, связанная с чистым влечением. Таким образом, внизу находится животная любовь, в вверху — любовь человеческой культуры.

Если ты движешься вниз, то приходишь к любви, которая связана с чистыми желаниями, влечением. Если ты останавливаешься на этом пути, то ты находишься на животном уровне. Если мы говорим о какой-то практике, о движении по пути, то этот процесс представляет собой возвышение и вознесение человеческой изначальной природы, превосхождение своих границ, движение за пределы собственного видения мира. Человек должен перейти к любви сердцем, выйти за пределы.

Постепенно ты достигаешь обладания великой моральной силой. Когда ты достигаешь сознания великого сострадания, или настоящей доброты, тогда в сердце возникает равенство, неразличение, сердце не разделяет, отсутствует рознь, и постепенно ты достигаешь великой моральной силы, когда ты любишь все.

Поэтому когда говорится на Великом Пути о великом сострадании, или о настоящей доброте, об осознании этого, тогда возникает равенство. Человек, который не разделяет — это базовая теория, одинаковая с буддизмом (в буддизме тоже говорится о сострадании, добре, равенстве и не различении). Таким образом рассматривается путь целостности информационной системы Вселенной.

Мы говорим о том, что человек по своей природе должен превзойти себя, должен создать свою систему координат жизни. Что такое координаты жизни? Ты родился. В какой позиции в обществе ты находишься, какая у тебя судьба, и каким образом ты можешь реализовать свое предназначение в этой жизни. Это и есть система координат человеческой жизни.

Эта система исследует вопросы, которые находятся в области судьбы, судьбознания, и говорит о том, что нужно совершенствовать себя, работать над собой. Почему это нужно делать? Потому что в человеке есть природа, и эту природу постепенно нужно превратить в природу человеческой культуры, цивилизованную природу, через упражнения, через практику (моральную работу) реализовывать свои возможности и способности.

Бронислав Виногродский: Они говорят о системе координат человеческой жизни для того, чтобы научиться различать и понимать. И когда постигаешь свою природу и судьбу, то есть после того, как ты понял, в чем твоя судьба, как она устроена, только тогда ты можешь начинать овладевать ей. Тогда можно поменять систему судьбы, базовую историю времени и пространства.

Ван Да-ю, Бронислав Виногродский