Всемирная история знает немало злодеяний кровожадных правителей, наводивших ужас на своих подчиненных. Иван Грозный, Людовик XIV, Адольф Гитлер – за их именами стоит бесчисленное количество смертей. И этими тремя деспотами список, к сожалению, не ограничивается. «Почетное» место в нем занимает китайская императрица Цы Си (慈禧太后), за свою жестокость прозванная Драконом.
Цы Си поставила своеобразный рекорд: никогда в Китае ни одной женщине не доводилось править страной почти 50 лет. Это тем более удивительно, что Цы Си не принадлежала к царскому роду: она родилась в семье чиновника. В 1852 году в возрасте 16 лет успешно прошла конкурс наложниц при дворе императора и была зачислена в штат любовниц пятого, самого низкого, класса.
Как обычной девочке пробиться к престолу?
Хитрая, как лиса, Цы Си быстро смекнула: надо выделиться из общей массы. Девушка стала жадно читать книги из императорской библиотеки и уговорила придворных нанять ей учителей. Наложница потратила немало сил и на изучение правил этикета, которые действовали в стенах Запретного города. Овладев грамотой, девушка сразу приподнялась над своими соперницами. Цы Си расчетливо подружилась с женой монарха, которая была на 15 лет ее старше и к тому же бесплодна. Это и решило ее судьбу: повышенная в должности, она стала наложницей четвертого класса.
Император Ичжу старел, слабел, и мысль о наследнике все чаще посещала его. Когда он обратился к благоверной с просьбой выбрать подходящую для этой цели девушку, та указала на Цы Си. Так одной из 3 000 наложниц улыбнулась удача, а уж шустрая Цы Си постаралась сделать все, чтобы не выпустить ее из рук.
В апреле 1856 года Цы Си родила наследника китайского трона.
Император передавал ей все больше и больше полномочий, благодаря чему она стала фактически правительницей Китая.
Правда ходили слухи, что на самом деле мальчик был рожден молодой служанкой Чуин, убитой сразу после родов.
Статус матери наследника позволил перевести Цы Си в ранг «драгоценных наложниц» — второй, следующий за императрицей, но этого ей было мало. В 1861 году тяжелобольной император назначил шестилетнего сына Цзайчуня наследником трона, а Цы Си — регентшей до его совершеннолетия.
Путь к неограниченной власти для Цы Си не был усеян розами.
Ей приходилось постоянно воевать с конкурентами, недоброжелателями, и в этой борьбе она не знала жалости. Но это было еще полбеды. Китай второй половины XIX века представлял собой патриархальное государство, закрытое для иностранцев, однако ветер перемен потихоньку менял привычный уклад жизни его жителей. Французы и англичане приезжали сюда торговать и вместе с товарами привозили и новые идеи.
Однако Цы Си всеми фибрами противилась переменам, поскольку видела в них угрозу своей безопасности.
Императрица была полна решимости сохранить древние традиции феодального Китая и выгнать иностранцев прочь. «Чужеземных дьяволов» запугивали, их лавки сжигали. На сторону пришельцев встало местное население: китайские купцы сами хотели торговать с европейцами.
Цы Си безжалостно расправлялась с неугодными подданными: их вешали, им отрубали головы.
В Запретном городе недовольные ее самоуправством устроили заговор, однако Цы Си ответила на это быстро и жестко, по ее приказу уничтожили около 500 человек, включая высокопоставленных чиновников.
Увлеченная политической борьбой, Цы Си уделяла мало внимания воспитанию сына. Его любимым времяпрепровождением стало посещение притонов и самых низкопробных кабаков. Когда Цзайчунь достиг совершеннолетия, Цы си признала, что ее регентство закончилось и начинается правление сына. Однако вскоре очень кстати для одержимой владычицы наследник заболел и очень быстро скончался. Ходили слухи, что к кончине собственного сына Цы Си тоже приложила руку.
Правительница сама выбрала преемника — им стал ее четырехлетний племянник Гуансюй.
Десять сановников выразили свой протест и поплатились за это жизнью.
Накануне вторжения японцев в Китай чиновники выделили Цы Си денег из казны на постройку кораблей для морского флота. Та распорядилась ими своеобразно: в окрестностях Пекина отстроила заново разрушенный интервентами в 1860 году летний императорский дворец Ихэюань. Императрица обожала свое детище и проводила все лето в загородной резиденции. Когда в один день чиновники попросили ее показать построенные корабли, Цы Си указала на мраморный корабль для увеселений и развлечений и сказала: «Вот мой флот». Так, настоящие судна не были построены, обороноспособность страны упала, и война с японцами была проиграна.
Недовольство Цы Си при дворе росло. Ее верный человек донес ей, что Гуансюй вместе со сторонниками вынашивает планы схватить Цы Си и предать казни. Месть не заставила себя долго ждать: люди императрицы устремились в Запретный город и схватили Гуансюя. От верной гибели императора спасло лишь заступничество европейцев, но остаток своей недолгой жизни он провел под домашним арестом в Запретном городе. Другие участники заговора были арестованы и казнены. Цы Си наблюдала за экзекуцией, попивая жасминовый чай.
Летом 1907 года императрица перенесла инсульт. Китайцы встретили эту новость с нескрываемым удовольствием. В 1912 году последнего китайского императора свергли в результате революции, династия Цин пала.