Тема китайского кабинета необъятна. В ней объединились и воплотились разные аспекты китайской цивилизации: и эстетические установки, и религиозно-мифологические, а также художественные мировоззрения и принципы. Для начала я предлагаю заглянуть в китайский кабинет, в тишине которого творили ученые, художники, поэты, каллиграфы и чиновники.
Китайский кабинет имеет свою специфику, которая формировалась на протяжении очень длительного времени, благодаря развитию института чиновничества в Китае. Это особая философия и эстетика, которая остаётся неизменной на протяжении очень долгого времени. Именно благодаря государственной политике в области формирования класса чиновников Китай и получил, в большей степени, своих художников, ученых, поэтов.
Чиновники всегда нужны были любому государству, но в Китае этот институт развивался по-особому. И в этом была определенная философия.
Во многих странах, в том числе и у нас, чиновники были выходцами из аристократических кругов.
И таким образом они, как правило, были зависимыми от аристократии, связанные семейными, финансовыми, политическими интересами. Поэтому влияние аристократии на развитие государства, императора всегда было велико, а очень часто и опасным.
Китайский император Дай-Цзун (родился 9 января 727 г. н.э. в г. Лоян – умер 23 мая 779 г. н.э.) и его наследники решили создать класс чиновников, которых набирали на службу по результатам экзаменов из числа образованных землевладельцев. Экзамены были трудными, но для образованных людей открывались новые горизонты. Целью образования стала подготовка молодых людей к сдаче экзамена для поступления на государственную службы. Именно сдача этого экзамена могла открыть дорогу к власти и богатству.
Благодаря этому решению в Китае почти не существовало потомственной аристократии.
Родственники императора имели соответствующие титулы, однако с каждым поколением значение титулов уменьшалось на ранг, и через шесть поколений родственники императора оставались лишь со своим императорским именем. Никаких других отличий они не имели, будучи лишь дальними родственниками бывшего императора. Они не обладали никакой властью, которая полагалась бы им благодаря титулу. Иногда они становились государственными служащими, сдав экзамены.
Теоретически экзамены мог сдать человек любого сословия, если в его семье на протяжении трех поколений не было актеров, цирюльников, палачей, тюремщиков или проституток. Но путь к нему был долог и труден и поэтому многим просто недоступен. Сдав экзамены, человек становился благородным и вся его семья тоже становилась благородной. Поэтому если у мальчика в раннем возрасте проявлялись какие-то способности, вся семья делала ставку на этого ребенка. Всячески помогала ему на его нелегком пути. Вместе с тем было и другое правило: если благородная семья, семья потомственных чиновников, на протяжении двух поколений не выдвигала соискателей на сдачу экзамена (не обязательно даже было выиграть экзамен, главное – чтобы был внесен в лист соискателей), семья переводилась в разряд простолюдинов. Поэтому всё, что было связано с получением основ грамоты, развитием искусства каллиграфа, с глубоким изучением конфуцианских текстов – всё это было в Китае окружено глубоким почтением, благоговением от верхов до низов. В народе бытовало множество пословиц, выражающих уважение к образованию:
“И золото имеет цену, знания же – бесценны”, “Пища утоляет голод, знания же излечивают от невежества”, “Чем растить сына неучем, лучше растить свинью”.
Учеба будущих учёных-чиновников начиналась очень рано.
С 4-х лет ребенка учили выводить иероглифы, показывая в каком порядке должны писаться элементы иероглифов. Писать начинали палочками по песку. Своеобразные деревянные ящички наполняли песком, разравнивали его и слегка смачивали водой. Когда ребенку исполнялось 7 лет, он уже был грамотным в том смысле, что умел читать и писать ряд иероглифов (при этом ему было известно лишь их основное значение). Также он начинал учить “Канон из тысячи иероглифов”, конфуцианское эссе моралистического характера в стихах, которое отличается тем, что в нём использована тысяча иероглифов, зарифмованных в четверостишия. Молодой ученик должен был выучить это произведение наизусть, не понимая при этом его смысла. В этом ему помогал учитель. Ученик стоял спиной к учителю, в руках у которого была тонкая палка и для того, чтобы не было возможности смотреть в текст, лежащий на столе преподавателя. При малейшей ошибке, попущенной учеником, на его спину обрушивался удар палкой. Такая система обучения традиционно называлась “спинной”.
После “Канона из тысячи иероглифов” ученик приступал к изучению других классических текстов: “Великого учения” и “Книги песен”.
Метод обучения был очень похож на вышеупомянутый: ученику не объясняли значения текстов до тех пор, пока он не заучивал их наизусть. Это было упражнение на тренировку памяти, очень эффективное для того, чтобы развить именно фотографическую память. Только после того, как ученик запоминал текст до конца, ему разрешали переходит к следующей стадии обучения. Он начинал учить комментарии к конфуцианским классическим текстам, созданные в течение нескольких веков.
Так проходили годы, и усердный и способный студент студент обогащался новыми знаниями и мог уже читать наизусть копии всех конфуцианских текстов. В учебный план также входили истории династий. Отдельные части этих текстов весьма трудны, однако к тому времени, когда относительно молодой человек приступал к их изучению, они достаточно легко давались ему.
Развлечений у студентов практически не было.
Студентам почти не разрешалось заниматься спортом. А вот рыбная ловля была весьма популярна среди студентов. Её поощряли и всячески развивали великие люди прошлого. Рыбная ловля является темой многих известных пейзажей. Студент мог также наблюдать за птицами, наслаждаться природой, играть на лютне, сочинять стихи и писать картины.
Закончив обучение, молодой человек тем не менее сталкивался с очень многими трудностями. Ему надо было пройти через систему экзаменов. Экзамены продолжались несколько дней. Пока они продолжались соискатели жили в специальном доме, где каждому была отведена отдельная келья. Из кельи нельзя было выходить, пока экзамен не закончен. Условия жизни в таких домах были весьма скромны, и скромны настолько, что самые болезненные экзаменующиеся умирали.
Экзаменационная система всегда была довольно справедлива, за этим наблюдали специальные службы. Однако в эпоху Цин было несколько периодов, когда официально разрешалось продавать должности.
Сдав экзамен, человек получал звание и его вносили в Лист почтительного ожидания. Если у него не было связей, то он ждал поступления на службу. Ожидание тоже могло быть долгим. Но рано или поздно он поступал на службу. А на службе его жизнь была подчинена определенному регламенту: в одежде, в этикете, в работе. На службе чиновник чаще всего занимался рутинной работой: законами, параграфами, циркулярами…
Тот, кто прошел весь непростой путь получения ученых степеней пользовался всеобщим уважением и выглядел соответствующим образом.
Ученые носили одежду особого покроя и пользовались аксессуарами, дающими понять, что их обладатель не унижается до физического труда.
Естественно, что после такой работы, любой человек психологически стремится к уединению. Сделать он это мог в тиши своего домашнего кабинета. Кабинет был у каждого образованного человека, даже если не кабинет, то стол должен был быть у каждого ученого. Китайский кабинет – это мир, в который уходил человек, устав от службы, окружающей действительности. В тиши китайского кабинета ученый мог погрузиться в свой мир.
Здесь человек мог предаваться раздумьям, заниматься каллиграфией, живописью, сочинять стихи, изучать науки, играть на музыкальных инструментах… Поэтому кабинет должен был находится в глубине дома, чтобы не были слышны посторонние звуки. Желательно, чтобы окна его выходили окнами в сад, где растут цветы, бамбук, деревья, поют птицы, стрекочут цикады… Если такой возможности не было, то можно было любоваться цветами в горшках… Таким образом, каждый человек создавал себе собственное пространство, учитывая свои возможности.
У обеспеченных людей кабинет наполнялся драгоценными предметами: свитками, произведениями декоративно-прикладного искусства, предметами живописи, образцами каллиграфии – всем тем, что могло способствовать развитию мысли, пониманию окружающего мира…
Вместе с тем, в кабинете все должно было быть подчинено минимализму, он не должен быть загроможденным. Вещи должны были помогать ученому, а не давлеть над ним. Наполняемость кабинета была различной, в зависимости от материального положения человека, его социального статуса, его вкусов и интересов. В некоторых кабинетах были зоны, где можно было выпить чай, принять друга, отдохнуть…
Неизменными оставались и остаются только “Четыре сокровища кабинета”.