Китайская каллиграфия – это искусное красивое написание иероглифов, которые состоят из стандартных черт, от одной до 28.
Китайская каллиграфия заняла почетное место в области искусства Китая.
При написании иероглифов требуется усидчивость, нужно чувствовать кисть и знать, куда поплывет тушь.
Стили китайской каллиграфии
Для достойной оценки искусства китайской письменности нужно иметь хотя бы общее представление о его основании и развитии с течением времени.
Ещё с Ханьской эпохи (с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э.) китайская письменность упростилась и преобразовалась, тогда зародился стиль лишу. После Ханьской династии были придуманы ещё три стиля: цаошу, кайшу и синшу.
На данный момент китайская каллиграфия насчитывает много стилей, из которых можно выделить пять основных: чжуаньшу, лишу, синшу, кайшу и цаошу.
Чжуаньшу
Официальный стиль во времена династии Цинь, который распространился в регионы, завоеванные этой
династией. Все черты этого письма тонкие, а концы заострены.
Есть два главных варианта чжуаньшу: большой чжуань (дачжуань) и малый чжуань (сяочжуань).
Саму печать изготавливают преимущественно из древесины, а для нанесения иероглифов используют кисть и тушь.
Лишу
Развивался благодаря одному из вариантов чжаньшу в годы правления династии Хань.
Отличительная черта этого стиля – расширяющийся «хвост» черт.
Стиль изначально использовали для стенографических записей.
Синшу
Его ещё называют «бегущий стиль», так как при письме кисть практически не отрывается от бумаги. Своему рождению этот стиль обязан кайшу. Создал его Лю Дэшэн. И в настоящее время это самый молодой стиль китайской каллиграфии.
Синшу пишется быстро и как бы небрежно, но его манера отличается своей энергичностью и выразительностью. Синшу по достоинству оценен как художественный стиль китайской традиционной письменности.
Кайшу
Стиль пользующийся большей популярностью из всех остальных стилей и первый, которому обучают иностранцев.
Кайшу был создан между правлением династии Хань и Троецарствием. Основателем стиля принято считать Чжун Яо.
Иероглиф «кай» переводится как «образец». Иероглифы этого стиля отличаются квадратной формой за счёт ровных и прямых черт.
Цаошу
Также называют «травяной стиль», образовавшийся из стиля лишу. Однако, чтобы его читать, нужно обладать определёнными навыками, просто знать лишу недостаточно, необходимо обучиться цаошу.
Этот стиль схож со стилем синшу тем, что иероглифы пишут так же не отрывая кисть от поверхности. Цаошу никогда не был особо распространён, так как его округлые знаки трудны для прочтения.
Драгоценности ученого
Именно так называют инструменты для китайской каллиграфии – кисть, бумага, тушь и тушечница. Эти четыре предмета необходимы каждому образованному человеку, живущему в Китае. При помощи этих принадлежностей возможно добиться особой выразительности китайской каллиграфии.
Кисть
Возможности кисти намного богаче, чем возможности шариковых и перьевых ручек относительно графической части.
Кисти, которые применяются в настоящее время, бывают трёх типов, в зависимости от материалов, из которых они изготовлены: янхао, ланхао и цзыхао.
- Янхао – кисти, изготовленные из козьей шерсти. Такие кисти очень мягкие и гибкие.
- Ланхао ещё носят насвание кисти «волчьего волоса», хотя на самом деле материал для их изготовления – шерсть маленького зверька, который называется колонок. Эти кисти обладают большей жесткостью, нежели янхао, и используются для написания тонких линий.
- Цзыхао носят название «фиолетовый волос», изготавливают их из кроличьей шерсти. Четкость линий – характерная черта этих кистей.
В особых случаях, для того, чтобы придать свойствам кисти сбалансированность, используют комбинированную кисть, изготовленную из шерсти двух животных. Такие кисти называют цзяньхзо. Опытные каллиграфы имеют в своём распоряжении несколько кистей различных типов.
Тушечница
Тушечница – обязательный атрибут для каллиграфа, изготавливается преимущественно из камня, что делает её долговечной. Нередко тушечница передавалась от поколения к поколению. Камень должен быть из мелкозернистой породы, такой, чтобы не повредил кисть, но при этом твёрдый для того, чтобы растереть тушь.
Тушь
Тушь изготавливают с применением сажи на основе клея.
К выбору туши стоит подойти основательно, ведь именно от неё зависит качество написания. Хорошая тушь должна быть ярко-черного цвета без каких-либо примесей.
Бумага
Многие считают изобретателем, открывшим столь необходимую вещь Цай Луня, который жил во время правлении династии Восточная Хань.
Сюаньчжи – особый сорт бамбуковой бумаги, именно его применяют для китайской каллиграфии. Эта бумага производится вручную, она очень мягкая и гибкая, благодаря чему высоко ценится каллиграфами. Её свойства полностью отвечают требованиям китайской живописи.
Не у всех есть возможность приобрести особую бамбуковую бумагу, в таком случае на первых порах подойдёт бумага, с похожими абсорбирующими свойствами. Часто новички в первое время использую газетную бумагу.