Сегодня многие студенты жалуются на высокую нагрузку и стресс во время сессий. Но это ничто по сравнению с суровым государственным экзаменом в императорском Китае.
Система отбора чиновников через специальные тесты была установлена в Китае во времена правления династии Хань и просуществовала вплоть до начала XX века. Каждый, кто хотел стать чиновником, должен был сдать экзамен кэцзюй (科举/ keju). Этот экзамен был настоящим испытанием на прочность, причем не только из-за сложности заданий, но и из-за суровости условий, в которых он проводился.
Шанс для умных, но бедных
Во времена правления династии Хань при дворе императора процветали бюрократия и коррупция. Чиновниками могли стать только богатые и знатные члены общества, а простолюдинам получить хорошую должность было довольно трудно.
Однако довольно скоро правители сообразили, что для укрепления центральной власти им нужны не только богатые, но и умные, верные и преданные придворные чиновники и военные. Тогда император решил отбирать талантливые кадры по всей стране при помощи унифицированной экзаменационной системы. Система была разработана примерно 1400 лет назад получила название государственного экзамена или “кэцзюй”. По своей сути экзамен кэцзюй был весьма справедливым вариантом рекрутинга чиновников, предоставляя равные возможности как для представителей высших сословий, так и для бедных слоев населения.
К экзаменам допускался любой взрослый мужчина, независимо от его финансового состояния и социального статуса. Женщин, к сожалению, к экзамену, как и к государственной службе, не допускали – они должны были сидеть дома и заниматься хозяйством и воспитанием детей.
Шесть дисциплин
Чтобы стать чиновником высокого ранга, кандидаты должны были выдержать серию письменных и устных экзаменов по шести дисциплинам: арифметике, каллиграфии, музыке, знанию традиций, а также продемонстрировать свое мастерство в стрельбе из лука и езде верхом.
Каждому студенту вручали свиток с вопросами и запирали в тесной келье на три дня. Во время этого заточения сдающим экзамен запрещалось ходить, говорить и даже выходить в туалет. Сдача экзаменов, естественно, требовала хорошего знания традиционного китайского литературного языка и философских текстов.
Высокое качество экзаменационного отбора объяснялось тем, что любые попытки мошенничества на экзамене жестоко наказывались. При малейшем намеке на жульничество как экзаменуемым, так и экзаменаторам грозила тюрьма или даже смертная казнь. Авторство работ было зашифровано, чтобы проверяющий не смог узнать почерк экзаменуемого.
Три этапа, три года
Система имперских экзаменов состояла из нескольких этапов: местный, провинциальный и столичный. Местный экзамен устраивался ежегодно, а тех, кому посчастливилось его сдать, называли “сюцай”, то есть талантливыми людьми.
Получившие звание сюцаи проходили во второй тур и пробовали свои силы в провинциальном экзамене, который проводился раз в три года. Те, кто сумел выдержать и этот экзамен, допускались к столичному экзамену. Ну а последним этапом на пути к карьере чиновника высокого ранга был дворцовый экзамен, который проводился под наблюдением самого императора. В зависимости от результатов дворцового экзамена кандидатов назначали на ту или иную должность при дворе. Знаками отличия держателей ученых степеней служили квадратные нашивки с изображением разного рода животных, которые размещались на парадном одеянии, а также замысловатые шапки и пояса.
Те же, кто провалил дворцовый экзамен, но прошел все предыдущие уровни, тоже получали почетное звание, которое помогало им занять престижную должность в других учреждениях, например, в школе или местном управлении.
XX век
Китайская экзаменационная система оказалась популярной во многих странах региона. Япония, Корея и Вьетнам пользовались такой же системой набора чиновников. Говорят, что европейские путешественники, побывавшие в Китае в 16-17 веках, по возвращении домой рассказали своим правителям об удивительной системе государственного экзамена.
В результате, в 1693 году подобный экзамен прошел в Берлине. Спустя почти сто лет, в 1791 году Франция тоже начала использовать подобный метод отбора чиновников, а Англия официально внедрила его в 1870 году.
В самом же Китае система кэцзюй просуществовала до начала 20 века, когда ее консервативность достигла всех мыслимых и немыслимых пределов. Например, одним из заданий для испытуемых было написание длинного эссе, которое должно было основываться на знаниях старинных китайских философских манускриптов, что считалось малозначимым для чиновников революционного Китая. Так что вместе с падением династии Цин пал и государственный экзамен на чин.
Между тем, в современном Китае практика тестирования чиновников сохранила свое значение при назначении на должность. Правда, сейчас проходит всего лишь один национальный экзамен на чин.
Содержание экзаменационных вопросов, конечно же, тоже изменилось. Вместо шести классических дисциплин кандидаты на должность должны продемонстрировать свои знания в разных отраслях науки и способность к управлению коллективом. В общем, это уже совсем другой экзамен и совсем другая история.