В искусстве Ба-цзы существуют десять Небесных стволов, каждому из которых соответствует определенное божество. Вид божества меняется от карты к карте Ба-цзы. Например, в одной карте Ба-цзы Небесному стволу 丙 соответствует божество «Дух пищи», в другой карте Небесном стволу 丙 соответствует божество «Правильное богатство».
Десять божеств делятся на две группы: благожелательные и неблагожелательные божества.
Благожелательные божества:
1. «Правильный чиновник» (正官, Чжэн Гуань) и «Косой чиновник» (偏官, Пянь Гуань).
«Правильный чиновник» — божество, контролирующее Господина дня (Небесный ствол дня) и разное с ним в качестве Инь-Ян. Например, если Господин дня 癸 (Гуй, Вода Инь), то «Правильный чиновник» 戊 (У, Земля Ян).
С «Правильным чиновником» ассоциируется статус, власть и жалование.
«Косой чиновник» является благожелательной формой «Седьмого убийцы» (см. ниже).
«Чиновники» должны быть защищены и не подвергаться нападению.
Также «Правильный чиновник» не любит видеть «Седьмого убийцу».
2. «Правильное богатство» (正财, Чжэн Цай) и «Косое богатство» (偏财, Пянь Цай).
«Правильное богатство» — божество, контролируемое Господином дня и разное с ним в качестве Инь-Ян. Например, если Господин дня 癸 (Гуй, Вода Инь), то «Правильное богатство» 丙 (Бин, Огонь Ян).
«Косое богатство» — божество, контролируемое Господином дня и одинаковое с ним в качестве Инь-Ян. Например, если Господин дня 癸 (Гуй, Вода Инь), то «Косое богатство» 丁 (Дин, Огонь Инь).
Оба «Богатства» вторые по значимости после «Правильного чиновника».
«Богатство» ассоциируется с женой для мужчины, деньгами, имуществом.
«Богатства» должны быть защищены и не подвергаться нападению.
3. «Дух пищи» (食神, Ши Шэнь).
«Дух пищи» — божество, порождаемое Господином дня и одинаковое с ним в качестве Инь-Ян. Например, если Господин дня 癸 (Гуй, Вода Инь), то «Дух пищи» 乙 (И, Дерево Инь).
«Дух пищи» защищает Господина дня и создает для него богатство.
«Дух пищи» ассоциируется с потомством, долголетием, интеллектом, саморазвитием.
«Дух пищи» должен быть защищенным и не подвергаться нападению.
4. «Правильная печать» (正印, Чжэн Инь) и «Косая печать» (偏印, Пянь Инь)
«Правильная печать» — божество, порождающее Господина дня и разное с ним в качестве Инь-Ян. Например, если Господин дня 癸 (Гуй, Вода Инь), то «Правильная печать» 庚 (Гэн, Металл Ян).
«Косая печать» — божество, порождающее Господина дня и одинаковое с ним в качестве Инь-Ян. Например, если Господин дня 癸 (Гуй, Вода Инь), то «Косая печать» 辛 (Синь, Металл Инь).
«Печать» в древние времена была символом власти, так как с помощью печати чиновники подтверждали свои полномочия и визировали документы.
«Печати» ассоциируются с матерью или мачехой, здоровьем, помощниками, учителями, образованием, знаниями, мудростью.
«Правильная печать» любит слабого Господина дня, «Косая печать» любит сильного Господина дня.
«Печати» должны быть защищены и не подвергаться нападению.
Неблагожелательные божества:
1. «Седьмой убийца» (七杀 или 七煞, Ци Ша)
«Седьмой убийца» — божество, контролирующее Господина дня и одинаковое с ним в качестве Инь-Ян. Например, если Господин дня 癸 (Гуй, Вода Инь), то «Седьмой убийца» 己 (Цзи, Земля Инь).
«Седьмой убийца» самое неблагожелательное божество, потому что нападает на Господина дня.
Если «Седьмой убийца» находится под контролем «Духа пищи» или истощается «Печатью», то он трансформируется в благожелательное божество «Косой чиновник». «Косой чиновник» такой же как «Правильный чиновник», но с бойцовскими качествами, более жесткий.
«Седьмой убийца» ассоциируется с давлением, стрессами, бедствиями, болезнями, травмами, беззаконием.
«Седьмой убийца» должен быть под контролем и истощаться.
2. «Причинение вреда чиновнику» (伤官, Шан Гуань).
«Причинение вреда чиновнику» — божество, порождаемое Господином дня и разное с ним в качестве Инь-Ян. Например, если Господин дня 癸 (Гуй, Вода Инь), то «Причинение вреда чиновнику» 甲 (Цзя, Дерево Ян).
«Причинение вреда чиновнику» создает для Господина дня богатство, но нападает на «Правильного чиновника».
«Причинение вреда чиновнику» ассоциируется с талантами, интеллектом, эгоизмом.
«Причинение вреда чиновнику» должен быть под контролем и истощаться.
3. «Дух совы» (枭神, Сяо Шэнь)
«Дух совы» является неблагожелательной формой «Косой печати».
«Дух совы» проявлен, если в карте ба-цзы используется «Дух пищи».
«Дух совы» ассоциируется с одиночеством, неудачами в делах, жадностью.
«Дух совы» должен быть под контролем и истощаться.
4. «Грабитель богатства» (劫财, Цзе Цай)
«Грабитель богатства» — божество, аналогичное Господину дня по стихии и разное с ним в качестве Инь-Ян. Например, если Господин дня 癸 (Гуй, Вода Инь), то «Грабитель богатства» 壬 (Жэнь, Вода Ян).
«Грабитель богатства» ассоциируется с альтруизмом, потерей денег.
«Грабитель богатства» должен быть под контролем и истощаться.
Благожелательность божеств не следует путать с благоприятностью божеств.
Например, «Правильный чиновник» всегда является благожелательным божеством, но его благоприятность зависит от ситуации в каждой конкретной карте ба-цзы.
Благожелательные божества любят быть защищенными. Например, «Дух пищи» любит быть защищенным «Богатством». Как «Богатство» защищает «Духа пищи»? «Богатство» берет под контроль «Духа совы», которое нападает на «Духа пищи».
Неблагожелательные божества должны быть под контролем. Например, «Седьмой убийца» должен быть под контролем «Духа пищи».
Благожелательные и неблагожелательные божества могут быть использованы с пользой для человека, если взаимоотношение божеств правильно организовано.
Об определении благоприятности божеств и их использовании с пользой для человека рассказывается на курсах цикла “Мастерство Ба-цзы” Мастера Даокида. В нашем магазине прямо сейчас вы можете приобрести книгу Мастера Даокида “Ба-цзы. Основы” (PDF).