Китайская культура любования камнями восходит своими корнями, по-видимому, еще к неолитическим временам. Когда древнему человеку жизненно необходимо было использование камней для выживания в мире природы. Что, в общем то, свойственно не только китайской культуре. Однако именно китайцы сумели превратить простой камень в объект эстетического любования. Доведя формы, разновидности и функционал природных камней до абсолютного совершенства.
«Каменная культура» китайцев перешагнула порог чисто дизайнерского применения камня, превратив многие камни практически в произведения искусства. И, соответственно, в огромный и прибыльный бизнес, который процветает в китайской среде уже не первое тысячелетие.
Диковинные камни
Понятие «удивительные/диковинные камни» (奇石) и «прекрасные камни» (美石) прочно укоренено в сознании любого китайца и является неотъемлемым атрибутом китайской культурной среды, как и повседневного быта.
Первые достоверные письменные сведения об увлечении диковинными камнями встречаются в древнем историческом трактате «Шанхайцзин» («Книга гор и морей»). В пятой главе дается описание нескольких дюжин различных камней. В другом источнике периода Воюющих Царств (403-221 гг. до н.э.) «Биография императора Му» есть строчки о том, что император три дня ходил по горам Вэньшань и собирал разноцветные камушки, которыми потом одаривал своих придворных. Уже в древности императоры и богатые вельможи начали использовать «удивительные камни» в интерьерах своих жилищ. Во время династии Тан знаменитый китайский поэт (и по совместительству государственный деятель) Бо Цзюйи(772-846 гг.) будучи губернатором города Ханчжоу оставил такую запись в одном из своих произведений.
«За три года губернаторства в Ханчжоу, я вел простую и экономную жизнь. Однажды мне посчастливилось получить два камушка с гор Тяньчжушань. Для меня они дороже тысячи золотых. надеюсь этот факт не нанесет урона мой репутации честного чиновника.»
Другой знаменитый поэт Ми Фу, живший во времена династии Сун (960-1127 гг.), прославился тем, что не только коллекционировал камни, но дошел даже до их обожествления и поклонения отдельным камням. Во времена династий Мин(1368-1644 гг.) и Цин (1644-1911 гг.) наступил расцвет культуры любования и коллекционирования камней. Были изданы различные каталоги, классификаторы и карты камней. Были так же создана идейно-теоретическая основа эстетики любования и обладания «диковинными камнями». Наиболее знаменитыми трудами являются книга «Строительство парков» (园冶 архитектора по имени Цзи Чэн (计成)и иллюстрированный «Указатель камней в простых парках» (索园石谱)автора Линь Юлинь(林有麟).
Любование чудо-камнями и их размещение в пространстве
Камни изысканной формы, с уникальным зерном и элегантным цветом можно ставить на рабочий или чайный стол для созерцания и любования. А можно помещать во дворе или в саду в качестве декоративного элемента. По поводу камней существуют следующие слова:
«Прекрасные цветы не понимают человека и могут принести ему несчастье, и лишь безмолвные камни способны создать вокруг тебя мир и гармонию».
Создание искусственных скал и ландшафтов
Как говорит китайское изречение, «сад без камней – это несовершенный сад». Камни считаются одним из фундаментальных элементов традиционных садов Китая. Благодаря своей способности создавать пейзажи за пределами естественного ландшафта и пробуждать воображение, камни играют уникальную и незаменимую роль в садовой архитектуре. Умное использование и размещение камней представляет собой особенность традиционного китайского сада; они создают неповторимую, очаровательную атмосферу.
Камни – хороший материал для создания искусственных скал, которые незаменимы в классическом китайском саду и являются ключевым компонентом при разбивке сада. Самый важный элемент в традиционном китайском саду – это «скалы». Миниатюрные природные ландшафты создаются нагромождением камней друг на друга – так возникают крутые скалы изысканной красоты. В дополнение к скалам используют озера и ручьи. Часто сады искусно украшают скалами и камнями для создания живописных местечек. Такие места обычно помещают в центре двора, рядом с прудом, или же на обочине дороги. Наиболее часто используемые типы камней в традиционном китайском саду – это камни озера Тай, камень Куньшань, камень Линби и камень Ин. При расположении камней учитывают специальное – разрозненное или групповое – размещение в пространстве, а также симметричную или парную композицию.
Размещение камней в помещении
«Комната без камней лишена элегантности». В древние времена китайские ученые всегда декорировали комнаты прекрасными камнями, делая обычное жилое пространство элегантным. Если камни дополнялись ландшафтными картинами, было еще лучше. Пара изображений природы, располагающих к размышлениям, или несколько каллиграфических свитков дополняли камни. Они создавали атмосферу гармонии, придавая комнате утонченность. Неполированные камни символизируют гармонические отношения с природой. Чудо-камни, размещенные в комнате, стали предметами наслаждения и радости для многих китайских ученых и литераторов.
В настоящее время «каменная культура» Китая является уникальным и неповторимым феноменом. Оборот бизнеса на «диковинных камнях» исчисляется сотнями миллионов юаней.