Вы когда-нибудь мечтали сбежать от городской жизни, хотя бы на время, в уединенные горы? Место, где вы можете почувствовать себя наедине с природой. Где твое сердце может обрести покой… Звучит красиво, не так ли?
Что ж, одни из самых мистических, живописных, окутанных облаками высокогорных гор находятся в Китае. В древнем центре даосизма и тай-чи находится один из таких горных хребтов, известный как Удан.
Расположенные в центральной китайской провинции Хубэй, горы Удан и их ветхие храмы долгое время были домом для тех, кто посвятил свою жизнь Дао, или Пути.
Бессмертный основатель тайцзи
Давным-давно, задолго до того, как толпы заядлых паломников начали подниматься по бесконечным каменным лестницам к великолепным вершинам Удана, жил легендарный человек по имени Чжан Саньфэн.
Мастер Чжан родился в двенадцатом веке во времена династии Южная Сун, и считается, что он прожил более 130 лет. Никто не знает, когда именно он «исчез», но говорят, что он обрел бессмертие еще при жизни.
Согласно официальной работе «История Мин» , Чжан был высоким 7-футовым мужчиной с благородной осанкой. Он носил одно и то же даосское одеяние круглый год. Он отказался от своей светской жизни, богатства, имущества — даже от своих мирских желаний — и решил жить жизнью отшельника. Побродив некоторое время, он наконец поселился в горах Удан.
«Эта гора однажды станет очень известной», — заявил он.
Мастер Чжан был непревзойденным мастером боевых искусств, знатоком шаолиньского кунг-фу , китайского прямого меча и многих других стилей боевых искусств.И все же он также овладел внутренними боевыми искусствами, и, что наиболее известно, ему приписывают создание медленной духовной дисциплины тай-чи.
Согласно легенде, однажды ночью Мастера Чжана посетило во сне даосское божество Нефритовый Император. Великий Нефритовый Император, правитель небес, научил Мастера Чжана секретам Дао. Проснувшись, он был вдохновлен на создание практики боевых искусств, основанной на внутренней энергии, а не на физической силе; боевое искусство, в котором уступчивость побеждает агрессию, а мягкость побеждает жесткость.
Так родился тай-цзи-цюань , или тай-чи.
Тай-чи мастера Чжана подверглась испытанию, когда на него напала банда бандитов. Никакие удары руками или ногами не могли нанести мастеру Чжану (если вы когда-нибудь смотрели фильм « Кунг-фу Хастл» , вы, возможно, знакомы с тем, насколько неуловимым может быть мастер тай-чи). Поскольку он продолжал уклоняться от нападавших, они в конце концов истощились, и он с легкостью сразил их.
Когда император пишет
Хотя тай-чи в настоящее время в основном известен как форма мягкого боевого искусства, которая может улучшить ваше здоровье, на самом деле практика на протяжении веков далеко отклонялась от своей первоначальной цели. То, что Мастер Чжан впервые основал, было задумано как практика самосовершенствования или духовного возвышения.
«Что важно для практики Дао, — цитируют слова Мастера Чжана, — так это избавление от желаний и омрачений. Если эти недуги не будут устранены, невозможно достичь стабильности. Это как плодородное поле. Пока сорняки не будут вычищены, он не может давать хороших урожаев».
«Желание и размышления — это сорняки ума», — сказал он. «Если вы не уберете их, концентрация и мудрость не разовьются».
Будучи мудрецом, многие императоры обращались к нему за советом по государственным и военным делам. Но Мастера Чжана оказалось трудно найти.
Однако императору Юнлэ, третьему императору династии Мин, повезло, и он получил ответ на свое письмо. Мастер Чжан знал, что у императора есть все, кроме долголетия, и поэтому он ответил, написав императору, что ключом к долголетию является обретение мирного сердца путем отказа от мирских желаний.
Император был так благодарен за совет, что объявил Удан королевской горой и приказал построить на горе Удан 9 дворцов, 72 храма и 36 женских монастырей, чтобы способствовать дальнейшему продвижению Дао. Вот почему строения храма Удан, видимые сегодня, напоминают архитектуру династии Мин пятнадцатого века. Предсказание мастера Чжана сбылось — Удан стал очень знаменит.
Старый мудрец
Около 2500 лет назад, примерно в то же время, когда Будда Шакьямуни преподавал на Индийском субконтиненте, Лао-цзы (Лао-цзы) и Конфуций преподавали в Китае.
В «Записках великого историка» рассказывается о том, как Конфуций искал у великого даоса Лао-цзы возможность учиться у него. Эта встреча оставила Конфуция глубоко ошеломленным на три дня. То есть целых три дня не было «Конфуций говорит».
Когда Конфуций наконец нарушил молчание, он сказал: «Я знаю, как птица может летать. Я знаю, как рыба может плавать. Но я не знаю, как Лао-цзы мог подняться и летать, как величественный дракон, восседающий на облаках в небе».
Прежде чем Лао-цзы покинул Китай через Западные ворота, чтобы его больше никогда не видели, он оставил свое учение, написанное 5000 китайских иероглифов, — книгу, известную теперь как Дао Дэ Цзин . Хотя Лао-цзы не упоминается как путешествовавший в горы Удан, его Дао сделал это.
Пережить культурную революцию
Даосизм играл центральную роль в традиционной китайской культуре и считался мишенью во время Культурной революции Мао Цзэдуна (1966–1976). Материалистическая, ультралевая идеология Коммунистической партии Китая не оставляла места для Дао, Пути Вселенной или законам природы.
Вместо этого партия учила поколения китайцев «бороться против неба и земли», по выражению Мао. В разгар Культурной революции красная гвардия Мао убивала даосских монахов и монахинь, заставляла их жениться и отправляла в трудовые лагеря. Они сожгли свои священные книги и разрушили даосские храмы по всему Китаю.
Коммунизм уничтожил бесчисленные священные реликвии, переданные свыше 5000 лет боговдохновенной культуры Китая.
Они также намеревались разрушить исторические храмы Удана.
Но приветствовать красногвардейцев на ступенях храма вышла 100-летняя даосская монахиня Ли Чэньюй. Она заклеила губы клеем, прежде чем сесть на ступеньки храма, чтобы медитировать без остановки в течение нескольких дней в знак ненасильственного протеста.
Красногвардейцы были поражены ее решимостью и пощадили ее. Храмы в этом районе были спасены, и нескольким даосам разрешили остаться.
Внутреннее спокойствие
Если вы ищете Дао, ищете тихое место для поиска спокойствия или просто ищете захватывающие пейзажи, добавление Удана в ваш список желаний может быть хорошей идеей.
Прогулка среди окутанных облаками храмов — это глубоко духовный опыт, когда в воздухе развеваются завитки дыма благовоний, разноцветные молитвенные флаги развеваются на свежем горном ветру, а отряды мастеров боевых искусств выполняют медленные, плавные движения на захватывающем дух горном фоне.