Эта статья посвящена поиску истоков китайской медицины – теме, которая вызывает множество дискуссий. Особенно когда речь заходит о ее предполагаемых магических аспектах. Однако в китайской медицине не должно быть ничего магического по своей сути. Она должна быть прежде всего научной и объяснимой на основе западных теоретических моделей. Не все довольны таким подходом, как подтверждает Эрик Марие (1), президент ” Французской академии китайской медицины” (Conseil Académique Francais de la medicine chinoise).
Он утверждает, что абсурдно подчинять китайскую медицину методологии, разработанной западной медициной и для западной медицины. Это не только приводит к потере самобытности китайской медицины, но и препятствует исследователям разрабатывать альтернативные методики, совместимые с фундаментальными принципами китайской медицины.
Однако эта дихотомия возникла относительно недавно. Только в 19 веке возникла теория микроорганизмов (2), ставшая основой западной биомедицины. Поскольку в центре внимания оказались микроорганизмы как основная причина болезни, борьба с ними или их уничтожение стали главной целью западной медицины. Следовательно, западная медицина в основном сосредоточена на искоренении болезней и хирургических вмешательствах. Ислам Н. (3) подтверждает точку зрения г-на Марие, утверждая, что стандартизация медицинской диагностики и лечения, являющаяся основным аспектом западной биомедицины, значительно отличается от китайской медицины.
На Западе стандартные методы лечения применяются к определенным группам заболеваний, в то время как китайская медицина исторически не подвергается такой стандартизации, поскольку признает уникальность каждого человека и ситуации. Однако, с исторической точки зрения, это различие не является само собой разумеющимся. Учитывая, что западная медицина развилась из греко-римской традиции, о чем свидетельствует продолжающееся использование клятвы Гиппократа, мы можем видеть, что Восток и Запад не были такими уж разными.
Джексон (4) красноречиво показывает, что азиатские, индийские, египетские и греко-римские взгляды на болезнь и здоровье имеют общие элементы. Хотя все традиции знакомы с хирургическими вмешательствами, все они отдают приоритет профилактическим рекомендациям, касающимся диеты, физических упражнений, советов по образу жизни и учета влияния окружающей среды и времен года.
Нахождение баланса в гуморальной или энергетической системе характерно для всех этих традиций.
В Китае известна концепция баланса инь-ян, а Аюрведа признает баланс трех дош. В греческой медицине они относятся к балансу четырех жидкостей или телесных жидкостей: желтой и черной желчи, крови и слизи. Примечательно, что, как и в китайской медицине, в греко-римской традиции существует соотношение между цветом, временем года, органами и т.д. Они также устанавливают связь между четырьмя гуморами и элементами (огонь, вода, воздух и земля), первичными качествами (горячее, сухое, холодное и влажное), эмоциями и временами года. Баланс действительно был ключевой концепцией в объяснении способностей человека, общества и космоса, а также в понимании здоровья и болезней. (5)
Однако неудивительно упоминать понятие магии при обсуждении китайской медицины и медицины в целом.
И восточная, и западная культуры исторически включали религию, магию, алхимию и астрологию наряду с использованием трав, лечебных ритуалов или подношений богам для облегчения болезней и бедности. Участие «духов» всегда играло центральную роль, независимо от того, как их интерпретировать. В частности, в китайской медицине он вращается вокруг цзин, ци и шэнь, причем шэнь связан с эмоциональными, психическими, сверхъестественными и духовными аспектами человека, как описано Мичуновичем.
Как отмечает Джексон, «Хотя наука может раскрыть механизмы, лежащие в основе моделей здоровья и болезней, именно гуманитарные науки эффективно раскрывают смысл переживания боли и страдания. Признание метафизического в мире — фундаментальная концепция китайской и индийской медицины. Не случайно «Хуан-ди-нэйцзин», считающийся одним из самых важных классических произведений в этой области, состоит из двух частей: «Сувэнь» («Простые вопросы») и «Линшу» («Духовные опоры»).
Это означает, что духовный аспект является важным понятием при обсуждении болезни и здоровья.
Это, кстати, не так уж и удивительно. В Египте (11) врачи часто получали образование и работали в «храмах исцеления». Это было не уникально для Египта, но присутствовало и в нашей собственной греко-римской традиции. Пациенты обычно посещали «асклепион», посвященный греческому богу врачевания Асклепию, в дополнение к светскому лечению. В обеих культурах предполагалось, что пациенты будут сочетать лечение с подношением богам. Естественный и целостный подход Гиппократа был смешан с магически-религиозной, астрологической и народной медициной (12). Эта комбинация, как упоминалось ранее, преобладала в подходах большинства культур к болезни и здоровью.
В поисках решения своих проблем люди посещали – и продолжают посещать – представителей самых разных профессий. В число этих профессий входят врачи, физические тренеры, травники, астрологи, акушерки, шаманы, гадалки, священники, фармацевты, знахари и шарлатаны (13). Среди всех них шаманы появляются как самые ранние практики медицины. Почти во всех источниках шаманизм упоминается как источник медицины (14). Мичунович (15) идет еще дальше, утверждая, что все культуры произошли от формы шаманской культуры. Он считает бесспорным тот факт, что практика шаманов составляет основу китайской медицины. Подобно шаманам, было хорошо известно, что китайские врачи обладали определенной степенью сверхъестественных способностей.
Одной из ключевых идей китайской медицины является концепция Неба, Человека и Земли.
Что, согласно Экману (16), является концепцией, полученной из шаманской мысли. Роль шамана, выступающего посредником между небом и землей, требовала обладания сверхъестественными способностями, так как они договаривались с духами сверху и снизу о судьбе больного (17). Мы не будем углубляться в наличие или отсутствие таких способностей у врачей. Что мы можем сказать с уверенностью, так это то, что почти во всех культурах врач должен был иметь более широкое образование, чем просто знание тела или разума. Согласно традиции, врач должен был быть верным другом, философом и проводником как в духовной, так и в материальной сторонах жизни пациента (18). Как прекрасно выразилась Мари (19):
«Помимо интеллектуальных качеств, необходимо развить определенную степень личной чувствительности, чтобы понять более глубокий смысл».
Шаман, возможно, действительно был первым акупунктуристом. Первоначально существует древний иероглиф «врач» или «я», как объясняют Экман и Шиффелер (20). Персонаж состоит из различных компонентов, рассказывающих историю о том, как Шаман использует оружие (стрелы) для уничтожения или изгнания демонов, вызывающих болезни. Однако позже персонаж изменился, и задача танцевать «Ву» была заменена символом вина, подчеркивающим прием лечебных напитков. По словам Экмана, это изменение произошло в основном из-за снижения социального статуса шамана.
Первоначальная форма акупунктуры могла быть основана на изгнании духов или демонов.
Участие демонологии неудивительно, если учесть, что болезнь часто рассматривалась как вызванная проникновением или отсутствием демона или злого духа в теле (21). В 493 г. н.э. наружная медицина, акупунктура и прижигание, массаж и демонология (22). В этом смысле экзорцизм был формой медицинского вмешательства. Согласно Экману (23), этот аспект никогда не отделялся от практики акупунктуры до начала 20-го века. Не случайно деспиритуализация акупунктуры в коммунистическом Китае совпала с запретом шаманизма в Корее.
Однако было бы слишком упрощенно заключить, что китайская медицина основана на проведении экзорцизма сверхъестественно одаренным шаманом. Как подчеркивает Джексон (24), медицина никогда не была монолитной системой знаний и практик, но всегда характеризовалась живым разнообразием и множественностью форм. Распутывать историю медицины всегда сложно, потому что медицинская теория и практика тесно переплетены с социальным контекстом, в котором они развивались.
В связи с этим мы хотели бы кратко пояснить развитие, описанное Шиффелером.
Не только потому, что это ярко иллюстрирует приведенное выше утверждение, но и потому, что часто ведутся споры о том, является ли китайская медицина даосской или нет. Шиффелер начинает историю медицины намного раньше, чем большинство учебников по ТКМ, которые приписывают ее происхождение Желтому Императору.
Это начало находится в культуре Шан (Уншульд) или династии Шан Инь (Шиффелер), которая восходит к 1500-1027 гг. до н.э. «Толкователи» или «у», упомянутые ранее как шаманы, считаются теми, кто интерпретировал сигналы природы и связь между небом и землей, чтобы обеспечить благополучие племени и отдельного человека. Ву были женщинами и представляли высший Инь или женский аспект, в то время как Си были мужчинами. колдуны-врачи того времени. Были и более известные Фан-ши. Со временем возникло разделение между врачами-волшебниками и врачами-жрецами, особенно во времена династии Чжоу (1021–256 гг. до н.э.), которую охарактеризовали как золотой век философии.
Это было время, когда возникли понятия инь/ян, у-син и дао.
Действительно, незадолго до династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.), золотого века китайской медицины. С точки зрения развития китайской народной медицины существовало два основных направления (25): дао-цзя, или даосы, которые были связаны с волшебниками-врачами, в первую очередь заинтересованными в сохранении жизни и понимании глубинных изменений в жизни. ; и Ju-Chia, или конфуцианцы, которые сосредоточились на этическом и моральном поведении людей. Из-за социально-политических событий династии Чжоу между этими двумя потоками возник растущий разрыв. Конфуцианская ветвь в дальнейшем разовьется в так называемую «традиционную китайскую медицину», в то время как даосская ветвь останется более тесно связанной с народной медициной (26).
Три легендарные фигуры, стоявшие у истоков китайской медицины, а именно Фу-Си, Шэнь-нун и Хуан-Ти, считаются врачами-конфуцианцами.
Их работа отражает сильную литературную основу конфуцианцев и их склонность сосредотачиваться на этических и моральных качествах людей. Однако даосский аспект медицины оставался ближе простому народу, отчасти потому, что это направление часто было более доступным для обычных людей. Недостатком, однако, было то, что даосская ветвь медицины часто рассматривалась в более негативном свете. Мало того, что она была менее литературной по своей природе, шарлатанам также было легче проникнуть в даосские круги, чем более элитарным конфуцианцам.
Когда читаешь обо всех этих меняющихся аспектах развития китайской медицины, становится понятно, что существует много путаницы в отношении того, чем является китайская медицина, а чем она не является. Мы можем видеть, что даже при рождении классических текстов, таких как Хуан Ди Нэй Цзин, уже существовала фрагментация, разветвление и разногласия. Помимо того, что медицина по своей сути состоит из множества теорий и практик, мне кажется, что большая часть дискуссий на эту тему часто может быть непродуктивной.
С одной стороны, необходимы научно обоснованные объяснительные модели, которые соответствовали бы нашему пониманию и способу мышления. С другой стороны, растет интерес к даосизму и духовности. Эти два, казалось бы, противоречащих друг другу аспекта, которые играют роль в развитии современной истории ТКМ, не облегчают ее.
-
Библиография
-
Экман П. (1996) По следам Желтого Императора ; Cypress Book Company Inc. Сан-Франциско – США; ISBN 08351-2580-7
-
Ислам М. Н. (2017) Китайская и индийская медицина сегодня ; Брендинг Азии – ISBN 978-981-10-3961-4
-
Джексон М. (2014) История медицины – Руководство для начинающих; Публикации Oneworld; ISBN 978-1-78074-520-6, eISBN 978-1-78074-527-5
-
Ла Барре В., доктор философии. (1979) Шаманские истоки религии и медицины. Журнал психоделических наркотиков Vol. 11 (1-2) янв.-июнь.
-
Мари Э. (2011) Передача и практика китайской медицины. Китайские перспективы Французский центр исследований современного Китая. http://chinaperspectives.revues.org/5613 Электронная версия ISSN: 1996-4617 стр. 5-13
-
Мичунович И. (2018) Происхождение китайской медицины, акупунктуры и прижигания; Журнал альтернативной, дополнительной и интегративной медицины HSOA, том 4 – выпуск 2: 100054
-
Schiffeler JWM (1976) Происхождение китайской народной медицины; Калифорнийский университет, факультет истории наук о здоровье, Сан-Франциско, Калифорния.
-
Unschuld PU (1985) Медицина в Китае – история идей; Калифорнийский университет Press, Лондон, Англия; ISBN 0-520-05023-1
-
Витебский П. (1995) Шаманизм ; Издательство Дункана Бэрда, Сингапур; ISBN 90-5764-729-X