Это не будет стандартным разоблачением. Я не стремлюсь дискредитировать какое-либо движение или конкретного его сторонника. Напротив, как исследователь древнего Китая, изучавший происхождение и развитие китайского Фэн-шуй, я считаю своим долгом просвещать, а не обличать. Существует так много дезинформации, предоставляемой общественности неосведомленными людьми, что кто-то должен сделать шаг вперед и внести ясность. В этом эссе я постараюсь исправить ошибки и прояснить недопонимание.
Так что же такое Фэн-шуй? Это искусство или наука? Это религия или философия?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, нам необходимо более подробно рассмотреть практику Фэншуй. Наша задача усложняется тем, что существует более одного вида Фэн-шуй и более одной цели для проведения Фэн-шуй-чтений. Для наших целей я приму общепринятое обобщение, что существуют две основные школы Фэн-шуй: Школа формы, где в центре внимания находятся физические аспекты ландшафта, и Школа компаса, где в центре внимания находится астрологическая или космологическая ориентация места. Самые ранние тексты на тему Фэншуй касаются почти исключительно геофизической среды, и именно с этого я начну анализ.
Позвольте мне начать обсуждение внешней среды Фэн-шуй, обратившись к образу дракона.
С западной точки зрения, мы можем сказать, что дракон — это метафора, которая представляет собой образ местности. Мы называем наши формы рельефа аналогичным образом. Так, недалеко от города Уимберли, штат Техас, находится местность под названием «Хребет дьявола». Однако для китайцев описание топографического объекта как дракона не просто описание его профиля на фоне горизонта. Физическая среда воспринимается как живой организм, и внешнее сходство является проявлением внутренней жизни. Поэтому в традиционном Китае физическая среда воспринимается как настоящий дракон, а конечная цель Фэн-шуй — найти пещеру или логово дракона.
Самым ранним китайским текстом, в котором обсуждается физическая среда Фэн-шуй, является “Книга погребения”, написанная в IV веке нашей эры. В ней обсуждаются вопросы размещения гробниц, а не жилых домов, но процедуры определения местоположения и тех, и других в основном одинаковы. Давайте посмотрим, как в “Книге погребений” описывается дракон:
«Артерии выходят из низменных местностей; кости выходят из горных местностей. Они извилисто извиваются с востока на запад и с юга на север. Тысячи футов в высоту называются силами; сотни футов в высоту называются чертами. Силы продвигаются вперед и заканчиваются в чертах. … Там, где силы прекращаются, а черты вздымаются ввысь, с ручьем впереди и холмом позади, здесь скрывается голова дракона. … Там, где рельеф извивается вокруг и собирается в центре, это называется брюхом дракона».
Таков геофизический характер дракона, но в физическом описании этого места есть также очень важный метеорологический элемент. В следующем отрывке из “Книги погребений” впервые в истории употребляется термин “Фэн-шуй”:
Ци движется по ветру (фэн) и рассеивается, но сохраняется при встрече с водой (шуй). Древние собирали ее, чтобы предотвратить рассеивание, и направляли, чтобы обеспечить ее удержание. Поэтому ее назвали Фэн-шуй. Согласно законам Фэн-шуй, оптимальным является место, которое притягивает воду, а затем место, которое ловит ветер.
Как мы видим, Фэн-шуй не означает “путь ветра и воды”. Напротив, ветер и вода — это средства, с помощью которых контролируется ци. Ветер рассеивает ци, поэтому мы должны блокировать ее поступление. Вода собирает ци, поэтому мы должны поощрять ее присутствие. Это обеспечит достаточное количество ци вокруг гробницы или дома. Поэтому правильно переводить Фэн-шуй так: “(препятствовать) ветру (и накапливать) воду”.
Так что же такое Ци?
Одно из самых ранних описаний Ци, появившееся в тексте IV века до н. э., гласит следующее:
«Вода — корень всех вещей и источник всей жизни….. Вода — это кровь и дыхание [Ци] земли, функционирующие подобно циркуляции крови и дыхания в сухожилиях и венах» (Гуаньцзы, гл. 39).
Здесь Ци — это дыхание, а вода — кровь и дыхание земли. В “Книге о погребении” говорится об этом подробнее:
«Там, где земля хранит благоприятную Ци, земля формируется и поднимается. Когда хребты хранят накопленную Ци, вода соответствует и сопровождает их».
Хребты в данном отрывке — это физиологический термин, обозначающий артериальные ветви или сосуды драконовых вен. Там, где вода течет по поверхности, Ци течет под поверхностью. Когда поток Ци обнаружен, нужно искать место, где этот поток замедляется и собирается или накапливается. Книга погребения поясняет это следующим образом:
«Там, где земля принимает форму, Ци течет соответствующим образом; таким образом рождаются вещи. Ибо Ци течет в земле, ее поток следует за контуром земли, а накопление происходит благодаря изменению рельефа».
Это объединение или концентрация Ци — древняя концепция, которая также начиналась как объяснение физиологии человека. Следующий отрывок взят из даосской философской книги IV века до н. э. под названием “Чжуанцзы” (гл. 22):
«Жизнь человека — это сбор Ци. Сбор Ци считается рождением, а рассеивание — смертью”.
И, конечно, поэтому для логова выгодно наличие резервуара Ци. Согласно “Книге погребения”:
«Жизнь — это накопленная ци. Она застывает в костях, и только они остаются после смерти. Погребение возвращает Ци в кости, и именно так живые наделяются Ци».
Каким-то образом скопление Ци вокруг погребенных костей влияет на жизнь потомков умершего.
Этот последний отрывок раскрывает метафизический аспект Ци — ее способность улучшать жизнь людей, находящихся рядом с ней.
Процесс, в результате которого кости наполняются энергией, называется “взаимным резонансом”. Согласно тексту II века до н.э:
«Все вещи тождественны своей Ци; все вещи отвечают своему классу… Вещи одного класса взаимно двигают друг друга; корень и ветка взаимно реагируют друг на друга” (Хуайнаньцзы, гл. 3, 4).
Стандартное доказательство взаимного резонанса, приводимое древними философами, таково: если выщипать струну на одной лютне, та же струна на соседней лютне будет одновременно вибрировать. Отсюда следует, что Ци погребенного трупа и Ци живых потомков идентичны. Поэтому, когда жизненная, животворящая Ци места захоронения окружает кости, они заряжаются энергией, как заряжается севший аккумулятор, и тем самым наделяются жизнью потомков.
У нас может возникнуть искушение предположить, что это Дух умершего сознательно назначает награды или наказания в зависимости от способности живых правильно ориентировать могилы умерших.
Но это не так. Поклонение предкам направлено в основном на патриарха, в то время как Фэн-шуй не столь сексистский! Даже если Духу бабушки не поклоняются, все равно важно правильно сориентировать ее могилу.
Когда мы осознаем, что струна лютни без щипка вибрирует, потому что она настроена на звуковые волны, создаваемые щипком, мы можем предположить, что Фэншуй — это наука, а Ци — некая энергетическая волна. Здесь может оказаться полезной другая аналогия. Китайцы считают, что ци течет по меридианам в теле человека так же, как она течет по хребтам и ветвям в земле. Точка акупунктуры на человеческом теле также называется пещерой или логовом, поэтому можно сказать, что горное логово — это просто точка акупунктуры на земле.
Когда раскапывается могила или копается фундамент дома, геофизические меридианы прощупываются точно так же, как и акупунктурные иглы в теле человека. Доказано, что акупунктура работает, хотя ученые не смогли выяснить, как именно. Другими словами, наука еще не доказала существование силы Ци, текущей в человеческом теле.
А как насчет силы Ци, текущей в теле Земли? Безусловно, в Земле действуют силы, которые человек не может увидеть или сознательно почувствовать, особенно магнитные поля. Некоторые существа действительно обладают сродством к магнитным волнам: у дельфинов, китов, морских черепах и голубей-самонаводчиков в мозгу есть магнетит, который дает им магнитное чувство направления. Возможно, что люди на каком-то уровне подвержены влиянию магнетизма.
Возможно ли, что электромагнитное излучение какого-то вида является фокусом Фэн-шуй?
Компас был изобретен китайцами специально для того, чтобы помочь в чтении земных Фэн-шуй. Таким образом, похоже, что китайцы уже тогда знали, что невидимая сила, называемая Ци, имеет электромагнитный характер. К сожалению, современная наука не смогла определить влияние таких волн на самочувствие человека. Если бы можно было доказать существование Ци или влияние магнитных полей на жизнь человека, то Фэншуй можно было бы считать экологической наукой.
Тема направления является удобным переходом к обсуждению Фэн-шуй школы компаса. Как мы видели в «Книге погребения», горный ландшафт является оптимальной средой для отслеживания потока Ци. Но не все ландшафты гористые, поэтому должен был существовать способ обнаружения Ци, когда топографические формы и особенности не выступают в достаточной степени, чтобы обнаружить скрытые драконьи жилы. Китайцы верили, что царства неба, земли и человека бесконечно взаимосвязаны. Поэтому Ци любого конкретного места или любого конкретного человека на земле можно было прочитать по звездам.
В древнем Китае не было различия между астрономией и астрологией, потому что звезды на ночном небе были небесными божествами.
Поэтому те, кто понимал движение звезд, получали представление о воле небесных Духов. Это была важная информация для императора, который был центром человеческого царства, как и Шанди, или Бог на высоте, центр небесного царства. Небесным троном Шанди была Большая Медведица, вокруг которой вращались все остальные звезды. Рукоятка Медведицы была мечом Бога, способным нести смерть и разрушение в том направлении, куда он указывал. Соответственно, китайцы создали прибор, способный определить положение Большой Медведицы на небе в любое время дня и ночи. Это был шипан, или космограф, описанный здесь:
Прибор состоит из квадратной неподвижной земной пластины снизу и вращающегося небесного диска сверху. По окружности и пластины, и диска расположены названия 28 созвездий китайского зодиака. В центре циферблата находится изображение Большой Медведицы. По своей функции прибор похож на планисферу, которая позволяет пользователю определить местонахождение любой звезды или созвездия на небе в любой момент года, но на космографе представлены только звезды зодиака и Большая Медведица.
В то время как Большая Медведица в центре небесной пластины находится в центре внимания прибора, каждая из четырех сторон земной пластины отмечена одним из четырех больших созвездий, каждое из которых состоит из семи меньших созвездий. Это Зеленый Дракон (состоящий, например, из Рога, Шеи, Сердца и Хвоста), Красная Птица (состоящая, например, из Клюва, Глотки, Кроля и Крыльев), Белый Тигр и Черная Черепаха.
Так какое отношение космография имеет к Фэн-шуй?
Отрывок из “Книги погребения” гласит следующее:
«Темная черепаха свесила голову,
Красная птица парит в танце,
Зеленый дракон паясничает,
Белый тигр приседает»
В период времени между изобретением космографа и написанием “Книги погребения”, а это примерно шесть или семь веков, небесные божества спустились на землю. Теперь божества представляют собой топографические образования, окружающие логово или место захоронения – свернувшегося дракона на востоке, присевшего тигра на западе, парящую птицу на юге и черепаху со свисающей головой на севере.
Большая Медведица на космограмме превратилась в иглу магнитного компаса, а шипан превратился в Лопань, или компас Фэн-шуй.
Лопань является стандартным инструментом мастера Фэн-шуй.
Как используется Лопань для определения Фэншуй конкретного места? В наиболее популярном типе Фэн-шуй Компасной школы, называемом Девятизвездочным в честь звезд Большой Медведицы, кардинальные направления квадрата, его четыре угла и центр наделяются характеристиками, основанными на китайской корреляционной космологии. Китайцы мастера корреляций, основанных на микрокосмосе человека и макрокосмосе неба и земли.
Например, существует двоичная система Инь и Ян, четверичная система кардинальных направлений и времен года, пятеричная система пяти элементов или фаз — Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода, и так далее. Каждое кольцо Лопаня представляет одну или несколько из этих соотносительных систем. Когда определенное место сориентировано с помощью компаса, его различные высоты могут быть соотнесены с любым количеством факторов.
Хотя корреляционная космология может быть довольно сложной, одна из корреляционных систем — «Пять элементов» — лежит в основе Фэншуй, практикуемом в мире. Согласно этой философской концепции, Ци естественным образом проходит через пять различных фаз с течением времени. Кроме того, каждый год имеет определенный элементный характер. Таким образом, исходя из года рождения, каждый человек имеет свой собственный характерный элемент. Две основные системы смены фаз следующие:
Цикл порождения:
Земля порождает Металл
Металл порождает Воду
Вода порождает Дерево
Дерево порождает Огонь
Огонь порождает Землю
Цикл контроля (разрушения):
Земля контролирует Воду
Вода контролирует Огонь
Огонь контролирует Металл
Металл контролирует Дерево
Дерево контролирует Землю
Согласно Фэн-шуй, любой процесс, который можно считать генеративным или продуктивным, приносит удачу. Разрушительные процессы, напротив, приносят несчастье.
Например, человек, родившийся под элементом Металла, не захочет жить в доме, выходящем на юг, потому что юг относится к элементу Огня, а Огонь плавит Металл в порядке разрушения элементов. Хорошим направлением для дома такого человека будет юго-запад, потому что юго-запад принадлежит элементу Земля, который хранит руды и производит металл.
Фэн-шуй Компасной школы использует многие философские концепции, в первую очередь теорию Пяти элементов.
Но чтобы Фэн-шуй можно было считать законной философией, необходимо, чтобы составляющие его теории были универсальными и всеобъемлющими. Хотя порядки фазовых сдвигов Пяти элементов являются увлекательными объяснениями феноменальных изменений, они не имеют под собой никакой научной основы.
Таким образом, мы определили, что Фэн-шуй не может считаться наукой, пока не будет доказано существование Ци. Это не религия, потому что Ци не является Духом. И это не философия, потому что составляющие ее теории не имеют под собой никакой основы. Остается только одна возможность. Фэн-шуй — это искусство, а его индивидуальная практика — это произведение искусства. С точки зрения эстетического мировоззрения нам не нужно судить о реальности явления, чтобы извлечь из него пользу.
Не принципы рационального порядка должны определять ценность нашего видения, а способность нашего видения удовлетворить нашу ответственность за этический порядок. Не имеет значения, является ли дракон живым, дышащим существом, овеянным чертами пейзажа, или просто причудливым образом. Неважно, является ли Ци Духом, электромагнитной энергией или “психофизиологическим” дыханием. Простого восприятия интегрированной системы, функционирующей в окружающей среде в соответствии с эстетическими принципами Фэн-шуй, достаточно, чтобы удовлетворить ум воспринимающего. И такое удовольствие само по себе является наградой.
Источник: https://fengshuigate.com/Art-of-Fengshui.html