Традиционная китайская медицина представляет собой результат длительного исторического процесса. В исторических записках можно обнаружить различные точки зрения на происхождение медицины, связывающие ее появление с богами, древними мудрецами, колдунами, животными инстинктами, человеческой любовью, физическим трудом и т.д. Однако, скорее всего, у ТКМ нет единого источника, и она представляет собой результат сложного процесса взаимодействия многочисленных факторов. Древнекитайские легенды содержат много историй об открытиях в области врачевания, сделанных легендарными личностями древности, такими как Суйжэнь, Фуси, Шэньнун и Желтый император. Данные истории не столько являются регистрацией реальных событий, сколько отражают опыт древних племен и родоплеменных общин, накопленный на протяжении длительного времени в процессе борьбы с болезнями и развития способов и средств их лечения. Эти легенды дают ключ к пониманию эволюции медицины в Китае и отражают традиционный китайский культ предков и древних мудрецов.

Легенда “Паньгу создает Небо и Землю» и ТКМ

В соответствии с китайской легендой о сотворении мира, вначале Земля и Небо составляли единое целое и не были отделены друг от друга. Вселенная состояла из первичной массы Хаоса, напоминавшего по форме гигантское яйцо, внутри которого спал первопредок всех людей Паньгу. По прошествии 18 тысяч лет Паньгу проснулся и обнаружил, что зажат в кромешной темноте. Не смирившись с заточением, Паньгу взял в руки оказавшийся рядом топор, собрал все силы и начал прорубать путь наружу. Он рубил до тех пор, пока огромное яйцо, в котором он находился, не раскололось с громоподобным треском. Высвободившиеся при этом легкие и светлые частицы ян поднялись наверх и образовали Небо, а темные и плотные частицы инь осели вниз и, соединившись, стали Землей. Таким образом, первичный Хаос разделился на Небо и Землю, произошло сотворение мира. По этой легенде, ян и инь не только являются двумя первоэлементами, лежащими в основе мироздания, но и составляют источник человеческой жизни.

Паньгу отделяет небо от земли

Концепция инъ-ян проходит сквозь все легенды, связанные с появлением и эволюцией человека. Предание гласит, что богиня луны Нюйва была воплощением инь, а ее муж Фуси, бог солнца, был олицетворением ян, слияние которых дало жизнь человечеству. Древние китайцы считали, что вселенная состоит из двух первичных элементов — инь и ян. Первое значение слова «ян» — «солнечный свет», этот элемент представляет позитивную, активную силу, первое значение слова «инь» — «тень», этот элемент олицетворяет негативное, пассивное начало. Взаимоотношение между инь и ян представляет собой антагонистическое единство, или единство противоположностей. Теория инь-ян, опирающаяся на данную концепцию, заложила основу понимания предками китайцев материального мира и стала теоретическим фундаментом традиционной китайской медицины. Теория и врачебная практика традиционной китайской медицины и фармакологии, включая ее взгляды на физиологию, патологию, предупреждение заболеваний, лечение и восстановление здоровья, берут свое начало в теории инь-ян.

Каменная плита с резьбой, изображающей Фуси и Нюйва,
династия Хань (202 г. до н.э.- 220 г.н.э.)

Легенда «Суйжэнь добывает огонь сверлением дерева» и ТКМ

Согласно греческому мифу, Прометей дал людям огонь, украв его у Зевса на горе Олимп. По китайской легенде, Суйжэнь открыл способ добывания огня путем сверления дерева. Овладение огнем стало великим открытием, переломившим ход истории человеческой цивилизации. Огонь дал человеку свет темными ночами и тепло холодными зимами. Овладев огнем, люди перешли от потребления в пищу сырого мяса к приготовленной на огне пище. Огонь открыл путь изобретению обожженной керамики и плавки металла, а также изготовлению более сложных орудий труда и оружия. В провинции Юньнань следы обугленных материалов были обнаружены вместе с окаменелыми останками гоминидов древней культуры Юаньмоу, возраст которых составляет 1,7 млн. лет, а в провинции Шэньси — рядом с останками гоминидов древней культуры Ланьтянь, возраст которых составляет 750 — 800 тысяч лет. Эти находки недвусмысленно указывают на то, что эти самые древние предки китайцев уже умели пользоваться огнем. Использование огня имело крайне важное значение для медицины и охраны здоровья. Оно значительно усилило власть человека над силами природы, улучшило условия жизни, питания и гигиены. Применение огня также сыграло важную роль в предупреждении болезней. Впоследствии огонь стал применяться в традиционной китайской медицине для лечения заболеваний и приготовления лекарственных отваров из растений. Кроме этого, огонь имел большое значение для усиления фармакологических свойств лекарств ТКМ и повышения их терапевтического эффекта.


Пух чернобыльника и палочки из него для прижигания

 

Легенда «Шэньнун пробует 100 растений» и ТКМ

Традиционные китайские лекарства включают различные виды субстанций, полученных из животных, растений и минералов. Однако большинство из них, все-таки, имеют растительное происхождение. В связи с этим по традиции, берущей начало в древности, китайские лекарственные средства называют бэнь-цао «корни и травы», и этот термин входит в названия большинства классических трудов по теории медицины и врачебной практике. По одной самой распространенной китайской легенде, Шэньнун, почитавшийся в Китае как бог медицины и сельского хозяйства, положил начало традиционной китайской медицине, проверив на себе за один день свойства ста растений, семьдесят из которых были ядовитыми. Другое имя Шэньнуна — Яньди, он считается одним из легендарных предков китайцев.

«Шэньнун проверяет на себе свойства лекарственных растений»,
автор Линь Чжун (даты рождения и смерти не установлены),
династия Цинн (1636-1911гг. н.э.)

Первобытное человеческое общество обладало крайне ограниченными производительными возможностями. Люди еще не научились выращивать и разводить сельскохозяйственные культуры и жили исключительно охотой и собирательством. Жилищем им служили пещеры, пищей — сырое мясо и любые попадавшиеся под руку плоды, семена и корни диких растений, позволявшие утолить голод. В этих условиях велики были шансы употребления в пищу ядовитых растений, вызывавших рвоту, понос, потерю сознания и даже смерть. В результате длительного процесса проб и ошибок предки современного человека постепенно научились различать действие на организм различных растений, определили, какие из них являются ядовитыми, какие — съедобными, а какие обладают лечебными свойствами. Например, они установили, что ревень вызывает понос, черенок дыни — рвоту, а имбирь приносит облегчение при тошноте. Люди научились сознательно употреблять различные растения для достижения определенного эффекта, это ознаменовало рождение «фитотерапии». Впоследствии в процессе охоты и ловли рыбы первобытные люди обнаружили, что некоторые части животных и рыб также обладают определенными лечебными свойствами Легенда о Шэньнуне, испытавшем на себе свойства растений, представляет собой не что иное, как метафорическое отражение стихийного процесса познавания предками современных китайцев свойств лекарственных растений. По мере накопления на протяжении длительного времени практического опыта люди постепенно поднимались

от чувственного познания к рациональному познанию, переходили от разрозненного опыта к систематизированному обобщению, что привело, в конечном счете, к появлению грандиозного основополагающего труда по традиционной китайской медицине — «Трактата о корнях и травах Шэньнуна».

«Трактат о корнях и травах Шэньнуна»,
составлен приблизительно во 2-м веке до н.э.

И хотя его авторство приписывается одной легендарной личности, этот энциклопедический справочник по лечебным свойствам и врачебному применению лекарственных растений, безусловно, не мог быть по силам одному человеку. Наиболее вероятно, что он представляет собой квинтэссенцию коллективного знания рода, который возглавлял император Яньди (Шэньнун), и его потомков.

Фуси изобретает девять акупунктурных игл

Другой легендарный предок китайцев Фуси (эпоха среднего или позднего палеолита), по преданию, также был одним из основателей традиционной китайской медицины. Легенда приписывает ему изобретение девяти игл для применяемого в традиционной китайской медицине метода иглоукалывания, это: чаньчжэнь (игла в форме лемеха), юаньчжэнь (круглая игла), тичжэнъ (стреловидная игла), фэнчжэнь (игла с острой кромкой, заостренная игла), пичжэнь (игла в форме меча), юаньличжэнъ (округлая острая игла), шочжэнь (тонкая игла), чанчжэнъ (длинная игла) и дачжэнь (большая игла). На протяжении нескольких тысячелетий Фуси почитают как основателя китайской акупунктуры.

Древние хирургические иглы и шила из кости,
эпоха неолита (приблизительно 6000-2000гг. до н.э.)

В период с каменного и вплоть до бронзового века орудия из камня играли в жизни людей первостепенную роль. Инструмент под названием бяньши был одним из таких каменных орудий и одним из первых хирургических инструментов древних людей. Бяньши представляли собой тонкие продолговатые предметы с острым концом или лезвием, которые использовались главным образом для вскрытия нарывов и дренажа гноя и крови. Они также могли использоваться для терапевтического стимулирования определенных точек тела в целях обезболивания, последнее впоследствии стали называть «цы бин» (букв. «колоть болезнь»), что можно рассматривать как раннюю версию иглотерапии.


Хирургический инструмент бяньши, период культуры Давэнькоу
(приблизительно 4000-2000 гг. до н.э.)

 

По мере развития методов лечения эти первые медицинские инструменты эволюционировали, превратившись в ножи (скальпели) и иглы. Бяньши продолжали так же применяться в течение нескольких тысячелетий после окончания каменного века. Эволюция хирургических инструментов была тесно связана с социальным прогрессом и развитием производительных сил общества. Примитивные каменные бяньши в результате усовершенствования превратились в лезвия и иглы из камня, на смену которому пришли в свою очередь бамбук, дерево и кости животных и, наконец, бронза, железо, серебро и золото. Изменения материалов и технологий, применявшихся для изготовления этих инструментов, нашли отражение в их названиях. Иероглифы, с помощью которых записывались названия ранних инструментов, содержали в качестве компонента графему со значением «камень», в то время как более поздние — элементы, обозначающие «бамбук», а затем и «металл».

Колдовство и медицина

В примитивном обществе, в котором начала зарождаться медицина, возможности древних людей влиять на свою жизнь и окружающий их мир были крайне ограниченными. Поэтому было естественно, что их страх и благоговение перед силами природы выливались в веру в сверхъестественные силы и магию. Все, что они были не в состоянии объяснить, относилось к области проявления небесных и потусторонних сил. Оказавшись лицом к лицу с болезнями или бедствиями, они молили богов о защите, и постепенно ритуальное общение с богами превратилось в особую профессию. Религиозной деятельностью стали заправлять почитаемые члены рода, известные как колдуны, которые, как считалось, обладают магической способностью входить в контакт с богами.Древние письменные источники указывают, что в обязанности колдунов входило: гадание, отправление жертвоприношений, моление богов о защите и предсказание небесных явлений. Кроме этого, колдуны выступали в качестве «профессиональных» врачевателей. Они были высшими авторитетами в племени, которых почитали и боялись за их специальные и священные знания. С одной стороны, колдуны-знахари были носителями и хранителями практических медицинских знаний многих поколений, а с другой — методы их лечения в большой степени опирались на веру людей в их магические способности. И в результате древняя медицина изобилует элементами суеверия и имеет мистическую окраску. Данный феномен наблюдается во всех древних человеческих культурах, и Китай не является исключением. Первые примитивные элементы колдовства зародились в эпоху позднего палеолита (до 8-го тысячелетия до н.э.). Колдовство и медицина оставались тесно связанными на протяжении династий Ся (около 2070 — 1600 гг. до н.э.), Шан (около 1600 — 1046 гг. до н.э.) и Западной Чжоу (1046 — 771 гг. до н.э.), в этот период колдуны-знахари отвечали одновременно за общение с богами и лечение болезней. Независимо от того, рассматривается ли колдовство как религия или как более широкий культурный феноме

н, он выступил в качестве инструмента прогресса человечества в процессе перехода от варварства к цивилизации. Развитие китайской письменности отразило тесную связь между колдовством и медициной. Иероглиф, с помощью которого передается последнее понятие, одно время включал графему, имеющую значение «магия; колдовство».

Эволюция написания китайского иероглифа «медицина»

Многочисленные гадательные надписи на костях и черепашьих панцирях, обнаруженные во время раскопок, свидетельствуют о том, что в период Инь и Чжоу (1300 — 256 гг. до н.э.) колдуны лечили своих пациентов в ритуальной обстановке, обеспечивая эффективность лечения психологической поддержкой, и подтверждают бесспорный вклад колдовства в развитие медицины. Как посредники между людьми и богами, колдуны лечили заболевание с помощью комбинации традиционных средств и магического ритуала, используя веру пациентов в свою силу и их страх перед ней. Прибегая к речевому воздействию в сочетании с определенными телодвижениями, они могли погрузить пациентов в транс или гипнотическое состояние, выступавшие как составная часть процесса лечения, что дает основания считать колдунов первыми в истории человечества психотерапевтами.

И Инь изобретает отвар из лекарственных растений

Лекарственные отвары являются одной из лекарственных форм, которая изготавливается путем кипячения в воде различных веществ, главным образом растений, для экстрагирования из них лекарственных компонентов. Согласно легенде,приготовление отваров из лекарственных растений было изобретено И Инем (даты рождения и смерти не установлены), прославленным первым министром, жившим в период династии Шан, когда ею правил император Тан (приблизительно 16-й век до н.э.). И Инь прекрасно разбирался в кулинарии, а также имел глубокие познания в медицине. Как гласит предание, свой первый лечебный отвар он открыл при кипячении на медленном огне сочетания различных кулинарных приправ, таких как корица, имбирь, лакрица, китайский финик и корневища пеона. Хотя данная история является не более чем легендой, однако изобретение отваров из лекарственных растений было исторически предопределено. По мере роста медицинских знаний стало обычным лечение болезней с помощью некоторого количества отдельных веществ. В то же время прогресс в области технологий приготовления пищи сделал возможным объединение свойств различных лекарственных растений путем кипячения их в одном сосуде при соответствующей температуре. Таким образом, лекарственные растительные отвары обязаны своим появлением слиянию прогресса в области фармакологии и кулинарных технологий.

Появление отваров лекарственных растений значительно ускорило развитие традиционной китайской медицины. Возможность комбинировать различные лекарственные вещества в установленных пропорциях положила начало теории совместимости лекарственных средств. Кроме этого, было обнаружено, что различные методы обработки лекарственных растений меняют свойства и лечебный эффект лекарств.

Многочисленные гадательные надписи на костях и черепашьих панцирях, обнаруженные во время раскопок, свидетельствуют

о том, что в период Инь и Чжоу (1300 — 256 гг. до н.э.) колдуны лечили своих пациентов в ритуальной обстановке, обеспечивая эффективность лечения психологической поддержкой, и подтверждают бесспорный вклад колдовства в развитие медицины. Как посредники между людьми и богами, колдуны лечили заболевание с помощью комбинации традиционных средств и магического ритуала, используя веру пациентов в свою силу и их страх перед ней. Прибегая к речевому воздействию в сочетании с определенными телодвижениями, они могли погрузить пациентов в транс или гипнотическое состояние, выступавшие как составная часть процесса лечения, что дает основания считать колдунов первыми в истории человечества психотерапевтами.

«Процесс обработки лекарственного сырья», династия Цин (1636-1911гг.н.э.)

Это открытие привело к появлению традиционной китайской фармакологии. Отвары из лекарственных растений сыграли огромную роль в клиническом лечении заболеваний. Знаменитый врач династии Восточная Хань Чжан Чжунцзин (150 — 219 гг. н.э.) достиг впечатляющих результатов в использовании лекарственных декоктов и изобрел много новых рецептов, за что последующие поколения стали называть его «отцом китайской фармакологии».

«Хуанди нэйцзин» («Трактат Желтого императора о внутреннем»): торетические основы ТКМ

Эпоха Вёсен и осеней и эпоха Воюющих царств (770 — 221 гг. до н.э.) были в Китае периодом непрерывной смены власти и соперничества феодальных правителей раздробленных государств в борьбе за политическую и культурную гегемонию. При этом господствовал свободный обмен идеями, давший жизнь многочисленным философским школам и их грандиозным философским дискуссиям. В то время многие великие мыслители переходили из одного царства в другое, предлагая свои теории о формах правления и государственного устройства и оказывая влияние на все аспекты китайской культуры, включая политику, литературу, искусство и повседневную жизнь. В такой обстановке появился «Хуанди нэйцзин», или «Трактат Желтого императора о внутреннем» (далее сокращенно «Трактат о внутреннем» или Нэйцзин).


«Хуанди нэйцзин Линшу»
(«Трактат Желтого императора о внутреннем: иглоукалывание и прижигание»),
издание периода правления династии Мин (1368-1644гг.н.э.)

Этот фундаментальный труд по традиционной китайской медицине состоит из 18 томов и 162 разделов. Он представляет собой собрание многочисленных медицинских книг, записей и разборов конкретных случаев заболеваний, датируемых периодами Вёсен и осеней (770 — 476 гг. до н.э.), Воюющих царств (475 — 221 до н.э.), династий Цинь (221 — 207 гг. до н.э.) и Хань (202 гг. до н.э. — 220 гг. н.э.). Возможно, Нэйцзин был составлен к началу правления династии Восточная Хань (25 — 220 гг. н.э.), хотя некоторые ученые полагают, что некоторые его разделы добавлены во времена династий Вэй (220 — 266 гг. н.э.) и Цзинь (265 — 420 гг. н.э.). Как бы там ни было, этот труд содержит вклад многочисленных авторов, живших при разных династиях, и составлялся на протяжении длительного исторического отрезка времени. Hэицзин представляет собой теоретическую основу традиционной китайской медицины занимает очень значительное место в китайской медицинской науке. Он обладал непререкаемым авторитетом среди последующих поколений медиков на протяжении всей китайской истории. Нэйцзин охватывает развитие китайской медицины от эмпирического начального периода, когда лечение опиралось исключительно на накопленный опыт, до зрелого этапа медицины как систематической теоретической научной дисциплины. «Трактат о внутреннем» представляет собой обширный компендиум материалов, охватывающих все исторические этапы, теоретические аспекты и клиническое применение традиционной китайской медицины. В этом труде получили теоретическое осмысление такие важные особенности ТКМ, как концепция целостности (холизма), назначение лечения на основании опознания симптомов и признаков и др. Важнейшим достижением Нэйцзина является внедрение философских теорий в эмпирическую медицину, поскольку без философского осмысления эмпирическая медицина оставалась скоплением несвязанных между собой сырых материалов. Именно благодаря тому, что Нэйцзин обеспечил лечебную практику философской и теоретической структурой, он приобрел статус главного канона традиционной китайской медицины.

Терминология традиционной китайской медицины

«Шэньнун бэнь-цао цзин» («Трактат о корнях и травах Шэньнуна» или «Фармакопея Шэньнуна») и «Шанхань цзабин лунь» («Рассуждения о повреждениях от холода и разнообразных недомоганиях»), составленные в период династий Цинь — Восточная Хань (221 г. до н.э. — 220 г. н.э.), являются основополагающими трудами по теории и практике традиционной китайской медицины. Однако они касаются только определенных элементов теории и практики ТМК, в то время как Нэйцзин, датируемый периодом эпох Вёсен и осеней — Воюющих царств (770 — 221 гг. до н.э.) дает всеобъемлющее обобщение всей теоретической системы традиционной китайской медицины. Из него берут начало многие основополагающие понятия и термины ТКМ. К моменту завершения работы по составлению Нэйцзина в традиционной китайской медицине уже существовали свои собственные четкие дефиниции таких понятий, как синь «сердце», фэй «легкие», гань «печень», дань «желчный пузырь», пи «селезенка», вэй «желудок», да чан «толстая кишка», сяо чан «тонкая кишка», шэнь «почки», пангуан «мочевой пузырь», сюэ «кровь» и май «кровеносные сосуды». Эти термины не просто обозначали соответствующие анатомические органы, но, что более важно, отражали их свойства и функции. Когда Китай в более позднее время познакомился с современной медициной, для перевода соответствующих иностранных терминов типа «сердце», «печень», «селезенка» и других были использованы готовые понятия традиционной китайской медицины синь, гань, пи и т.д. Несмотря на определенную аналогию между современными анатомическими концепциями и соответствующими терминами традиционной китайской медицины, различия между ними гораздо существенней сходства. Например: ТКМ считает, что сердце, наряду с обеспечением кровообращения, контролирует эмоциональную и ментальную деятельность, а печень, наряду с контролем над аккумулированием крови и деятельностью мышц и суставов, контролирует также такие чувства, как депрессия и гнев. Селезенка считается ответственной главным образом за пищеварение и распределение питательных веществ и жидкости, а также за регулирование кровообращения и предотвращение кровоизлияния. Почки, в дополнение к выделению мочи, согласно ТКМ, отвечают за рост, развитие и репродуктивную функцию. Эти концепции не имеют параллелей в современной медицине. Другой не имеющей аналогий специфической особенностью традиционной китайской медицины является классификация органов и функций человеческого организма в соответствии с пятью главными стихиями, или первоэлементами: деревом, огнем, землей, металлом и водой. Традиционная китайская медицина выделяет пять плотных органов (цзан-органов) — печень, сердце, селезенка, легкие и почки, и пять соответствующих им полых органов (фу-органов) — желчный пузырь, тонкая кишка, желудок, толстая кишка и мочевой пузырь. И каждая пара плотных и полых органов (цзанфу-пара) соотносится в ТКМ с определенным первоэлементом.

«Цветная иллюстрация цзан- и фу-органов», Линь Чжун (даты рождения и смерти не установлены), династия Цин (1636-1911гг. н.э.)

Плотный или полый орган каждого первоэлемента представляет соответствующую внутреннюю или внешнюю функцию. Например, органами, связанными с водой, являются почки, внутренний цзан-орган, и составляющий с ним пару мочевой пузырь, внешний (поверхностный) фу-орган. Вместе два этих органа образуют единую систему, совместная работа которых обеспечивает нормальные экскреторные функции организма. Цзанфу-пары также соотносятся с пятью органами чувств (уши, глаза, рот, нос, язык), пятью тканями (кожа, мышцы, сухожилия, кости и сосуды), пятью жидкостями (пот, слезы, слюна, выделения из носа и мокрота), пятью пульсами (вязкий, полный, спокойный, плавающий и глубокий), а также с пятью эмоциями (радость, гнев, размышление/задумчивость, печаль и страх).Пять первоэлементов находятся в отношениях взаимного порождения (дерево рождает огонь, огонь рождает землю, земля рождает металл, металл рождает воду, вода рождает дерево) и взаимного подавления (дерево подавляет землю, земля подавляет воду, вода подавляет огонь, огонь подавляет металл, металл подавляет дерево). Органы внутри этой сложной единой системы находятся в состоянии аналогичной физической взаимозависимости. Болезнь является отражением нарушения общего баланса. Расстройство в работе любого органа влияет на всю систему через процесс обратной связи. Предпринимались многочисленные попытки объяснить традиционную китайскую медицину в терминах современной медицины. Однако недооценка при таком подходе глубинного значения многих базовых концепций и понятий легко ведет к ошибочному толкованию многих фундаментальных теоретических положений ТКМ.