• Логин
  • Зарегистрироваться
Пятница, 9 мая, 2025
Ци Мэнь Дунь Цзя, Ба-цзы, Фэн-шуй и Цзы Вэй Доу Шу
Магазин

Корзина пуста.

  • Главная
  • Ци Мэнь Дунь ЦзяHOT
  • Ба Цзы
  • Фэн Шуй
  • Разное
    • Все
    • Здоровье
    • Искусство
    • Культура
    • Послушать
    • Посмотреть
    • Почитать
    • Путешествия
    • Развитие
    • Философия
    Труд как медитация. Часть 3

    Труд как медитация. Часть 3

    «Китай изнутри: Женщины» (д/ф)

    «Китай изнутри: Женщины» (д/ф)

    Труд как медитация. Часть 2

    Труд как медитация. Часть 2

    Приготовление пищи как медитация. Часть 39

    Приготовление пищи как медитация. Часть 39

    Труд как медитация. Часть 1

    Труд как медитация. Часть 1

    Цинь Ши Хуан: враг евнухов и друг терракотовых солдат

    Цинь Ши Хуан: враг евнухов и друг терракотовых солдат

Без результата
Посмотреть все результаты
  • Главная
  • Ци Мэнь Дунь ЦзяHOT
  • Ба Цзы
  • Фэн Шуй
  • Разное
    • Все
    • Здоровье
    • Искусство
    • Культура
    • Послушать
    • Посмотреть
    • Почитать
    • Путешествия
    • Развитие
    • Философия
    Труд как медитация. Часть 3

    Труд как медитация. Часть 3

    «Китай изнутри: Женщины» (д/ф)

    «Китай изнутри: Женщины» (д/ф)

    Труд как медитация. Часть 2

    Труд как медитация. Часть 2

    Приготовление пищи как медитация. Часть 39

    Приготовление пищи как медитация. Часть 39

    Труд как медитация. Часть 1

    Труд как медитация. Часть 1

    Цинь Ши Хуан: враг евнухов и друг терракотовых солдат

    Цинь Ши Хуан: враг евнухов и друг терракотовых солдат

Без результата
Посмотреть все результаты
ЛОПАНЬ
Главная страница Китайская метафизика

Метафизика в китайской философии (часть 1)

Часть 1

13.03.2023
71
Метафизика в китайской философии (часть 1)

Хотя в Китае не было слова, точно соответствующего термину «метафизика», он имеет давнюю традицию философских исследований, связанных с конечной природой реальности — ее бытием, происхождением, компонентами, способами изменения и так далее. В этом смысле мы можем говорить о метафизике в китайской философии, даже если конкретные вопросы и позиции, которые возникали, отличались от тех, что доминировали в Европе.

Явные метафизические дискуссии появились в Китае с поворотом к вопросам космогонии в середине четвертого века до н.э. Эти космогонии выражают взгляды, которые стали основополагающими почти для всей последующей метафизики в Китае. В этих текстах все вещи взаимосвязаны и постоянно изменяются. Они возникают спонтанно из конечного источника (чаще всего называемого Дао 道, путь или руководство), который не поддается объективизации, но имманентен миру и доступен культурным людям. Жизнеспособность и рост являются самой природой существования, и мир природы демонстрирует последовательные закономерности, которые можно наблюдать и которым можно следовать, в частности, циклические закономерности, основанные на взаимодействии полярных сил (таких как Инь 陰 и Ян 陽).

Этот взгляд отличается от предположений, которые доминировали в метафизическом мышлении в Европе после принятия христианства:

вера в то, что конечный принцип мира является трансцендентным, но антропоморфным (поскольку люди созданы по его образу и подобию), что вещи мира возникают благодаря замыслу, и что мир состоит из онтологически различных субстанций. Эти предположения были широко отвергнуты философами в течение 20-го века, и в китайской традиции мы видим одну из возможностей того, как могла бы выглядеть метафизика, если бы она не изменялась и не реагировала на подобные взгляды (в терминах Ницше, метафизика, основанная не на Боге и не на смерти Бога).

Это не значит, что китайская метафизика однородна или не имеет своих проблем. Скорее, можно сказать, что если европейская метафизика была склонна сосредоточиться на проблемах примирения (как онтологически различные вещи могут взаимодействовать), то китайская метафизика была больше озабочена проблемами различия. Самые центральные проблемы связаны со статусом индивидуализированных вещей, отношениями между моделями природы и специфически человеческими ценностями, а также с тем, как понять конечное основание мира таким образом, чтобы избежать овеществления или нигилизма. Они становятся проблемами именно из-за лежащих в их основе предпосылок холизма и изменений.

Читатели должны помнить, что обзор метафизики в китайской философии не более адекватен, чем такой же обзор в европейской.

 

Существует ли «метафизика» в китайской философии?

Эту статью можно было бы целиком посвятить вопросу, заданному в ее названии:
Есть ли метафизика в китайской философии?

Если мы обозначим область философского поиска, связанную с конечной природой реальности — ее бытием, происхождением, компонентами, способами изменения и так далее — то несомненно, что китайские философы рассматривали вопросы в этой области. Вопрос в том, применять ли нам ярлык «метафизика» к философским аргументам в этой области, или мы оставим этот ярлык для какого-то специфически европейского подхода или теории. В последнем случае возникает очевидная проблема — любое определение, достаточно широкое, чтобы включить все европейские подходы, будет включать некоторые китайские теории, так же как любое определение, достаточно узкое, чтобы исключить все китайские подходы, будет исключать некоторых европейских философов, с которыми все согласятся, что они занимались метафизикой.

Похожие статьи

Изменение Ци за 27 простых шагов

5 способов привлечь больше изобилия в свою жизнь

Желтая река

Выбор определений — это столько же вопрос риторики и власти, сколько и фактов. Если «метафизика» обозначает более широкую область, то изучение метафизики подразумевает привлечение других культур. Напротив, если «метафизика» обозначает специфически европейский взгляд, то курсы, книги и энциклопедии по метафизике законно исключают другие культуры. Помимо политических последствий такого исключения, оно заслоняет многие области, в которых традиции могут находиться в плодотворном диалоге. Эти факторы поддерживают использование расширительного определения метафизики.

Хотя применение понятия «метафизика» как к европейской, так и к китайской мысли является более инклюзивным, оно рискует затушевать различия между ними.

Еще более коварно то, что оно уничтожает эти различия, представляя китайскую философию в европейских терминах. Это законное беспокойство, но я думаю, что большая опасность заключается в игнорировании того, что китайская философия может внести в обсуждение метафизики.

Если мы принимаем китайскую философию за метафизику, мы должны стремиться избежать ее искажения, чтобы вписать в европейские термины. Одна из проблем заключается в выборе тем. Простым подходом было бы перечислить основные темы европейской метафизики, а затем посмотреть, что китайские философы могут сказать о них. Результаты были бы разочаровывающими, и этот подход упустил бы то, что является наиболее интересным в кросс-культурной перспективе, — ее способность поднимать новые вопросы. В этой статье я постарался, насколько это возможно, проследить и прояснить основные вопросы, возникшие у китайских философов в связи с природой реальности. Затем я сделал краткие жесты в сторону того, как эти вопросы могут быть связаны с метафизическими проблемами в европейской традиции.

Вторая проблема связана с проведением границ.

Такой ярлык, как «метафизика», относится к определенным человеческим практикам и в то же время очерчивает границы вокруг этих практик. Хотя китайские философы занимались теми видами практик, к которым относится метафизика, они не проводили таких же границ. Например, изоляция метафизического исследования от практики самосовершенствования показалась бы почти любому китайскому философу странной, если не опасной. Не существует исконно китайского термина, обозначающего те же границы, что и «метафизика» в европейской философии. Когда китайцы столкнулись с этим термином, он был переведен с японского как «Син Эр Шан Сюэ» (形而上學), буквально, «изучение того, что выше форм». «То, что выше форм» уже давно является центральным понятием в китайской философии, берущим начало в отрывке из комментария Сици к «И цзин» (易經), Классике перемен, где говорится:

«То, что выше форм, относится к пути [Дао 道]; то, что ниже форм, относится к утвари [Ци 器]».

Различие между тем, что выше форм, и тем, что ниже форм, имеет смутное сходство с различием между метафизикой и физикой, но оно более специфично. Контраст проходит между сформированным и бесформенным. И то, и другое было воспринято как имманентное миру. Они представляют собой два аспекта природных процессов и не могут рассматриваться как отдельные области исследования. Последствия этого взгляда проявляются в целом ряде метафизических вопросов.

 

Протометафизические предпосылки: Мандат Небес

Насколько нам известно, явные метафизические дискуссии начались в Китае в середине или конце   IV века до н.э. с Лаоцзы «Дао Дэ Цзин» и связанных с ним текстов. До этого двумя доминирующими философскими течениями были могомисты и конфуцианцы. Оба они сосредоточились на политических и этических проблемах и не проявляли непосредственной озабоченности метафизическими вопросами, но их дискуссии о божественном задали контекст для возникновения метафизических дебатов.

Два наиболее значимых понятия — Тянь 天 (небо) и Мин 命 (повеление; судьба). Идея Тянь Мин 天命 («Мандат Неба») впервые получила широкое распространение при обосновании завоевания династии Шан царями Вэнем и У, которые основали династию Чжоу в XI веке до н.э. Небо описывается в антропоморфных терминах как обладающее сознанием, предпочтениями и ценностями. Его самая главная забота — о людях, что выражено в знаменитой строке из главы «Великая декларация» Книги документов (Шан Шу 尚書):

«Небо видит оттуда, откуда видит мой народ; Небо слышит оттуда, откуда слышит мой народ» (цитируется по Мэнцзы).

В качестве политической доктрины утверждается, что Небо поддержит правителей, которые помогают народу, и навлечет бедствие на тех, кто этого не делает.

Согласно этой точке зрения, мир работает по последовательным схемам, которые охватывают этические и политические проблемы. Люди сами определяют свой успех или неудачу на основе этих закономерностей, а не в зависимости от божественной прихоти. Появление этого взгляда обычно рассматривается как решающий момент в формировании китайской философии.

Хотя в ранних частях «Шан Шу» (尚書) Небо представлено как волевое и антропоморфное существо, оно не было трансцендентным в смысле внешнего по отношению к системе природы. Термин «Тянь» одновременно обозначает небо, упорядоченное движение небес и нечто, что охватывает все вещи в равной степени. Классическое китайское слово «мир» или «царство» — это буквально то, что находится «под небом», Тянь Ся (天下). Поскольку действия Неба происходят через мир, эти два понятия часто трудно различить. Первичное выражение воли Неба происходит через действия людей — потерять мандат Неба означает потерять их поддержку.

Окончательный переход в представлениях о Небе от волевого божества к причинно-следственным закономерностям природы стал возможен потому, что Небо никогда не было отделено от этих закономерностей. Споры велись о природе небес, а не об их существовании, и небеса оставались центральным термином для философов, придерживающихся совершенно разных точек зрения.

Вера в то, что Небо поддерживает хороших правителей и наказывает плохих, оказалась под вопросом по мере распада династии Чжоу.

Возникло нечто похожее на классическую проблему зла, поскольку столетия гражданских войн и бедствий затрудняли веру в то, что мир устроен по этическим принципам. Можно выделить три реакции на этот кризис. Первая, примером которой являются могомисты, защищала и теоретизировала прежнее мнение о том, что небеса вознаграждают тех, кто добр, определяя их как тех, кто заботится о других людях. Вторая подчеркивала, что хорошие и плохие события происходят без причины и без заботы о справедливости. Этот взгляд был связан с новым значением слова «Мин», которое воспринималось не как повеление, а как нечто большее, чем слепая судьба.

Третья позиция утверждала регулярность природных закономерностей, но воспринимала эти закономерности как аморальные. Согласно этой точке зрения, человек по-прежнему контролирует свою судьбу, но то, что приносит успех, не является этическим действием, по крайней мере, в общепринятом смысле. Версии этого взгляда появляются у Лао Цзы и в теориях, возникших в практических искусствах, таких как медицина или военная стратегия. Вера в то, что природа следует последовательным закономерностям, которые могут направлять действия человека, хотя и выражалась по-разному в разные времена, стала доминирующим взглядом в китайской философии, в то время как связь между этими закономерностями и гуманистическими ценностями стала одним из главных пунктов спора.

Продолжение следует…

Источник

Автор не делает никаких заявлений или гарантий любого рода. Он не несет никакой ответственности за любые потери или убытки, вызванные или предположительно вызванные каким-либо образом использованием информации, содержащейся в данной статье.
Тэги: Китайкитайская метафизика
Поделиться3ПоделитьсяПоделитьсяОтправитьОтправить
Екатерина Новикова

Екатерина Новикова

Журналист онлайн-журнала "Лопань"

Связанные Статьи

Изменение Ци за 27 простых шагов
Фэн Шуй

Изменение Ци за 27 простых шагов

26.03.2025
5 способов привлечь больше изобилия в свою жизнь
Фэн Шуй

5 способов привлечь больше изобилия в свою жизнь

28.01.2025
Желтая река
Факт дня

Желтая река

05.12.2023
Гуцинь
Факт дня

Гуцинь

04.12.2023
Цветы османтуса
Факт дня

Цветы османтуса

22.10.2023
Похоронное знамя леди Дай
Факт дня

Похоронное знамя леди Дай

21.10.2023

Рекомендуемые статьи

Насколько удивительны гадания в древнем Китае

Насколько удивительны гадания в древнем Китае

12.06.2023
Храм Ритуо

Храм Ритуо

20.07.2023
Город Фужун

Город Фужун

19.10.2023

Популярные статьи

  • Спорт в Древнем Китае

    Спорт в Древнем Китае

    5439 поделившихся
    Поделиться 2176 Твитнуть 1360
  • Прогноз Ба-цзы Мастера Раймонда Ло на 2023 год

    3475 поделившихся
    Поделиться 1390 Твитнуть 869
  • Ворота в Ци Мэнь Дунь Цзя.

    3306 поделившихся
    Поделиться 1322 Твитнуть 827
  • Свадьба по всем правилам

    2766 поделившихся
    Поделиться 1106 Твитнуть 691
  • Прогноз на 2023 год для каждого

    1851 поделившихся
    Поделиться 740 Твитнуть 463

Онлайн-журнал «Лопань» является единственным русскоязычным специализированным изданием,
посвященным китайским искусствам Ци Мэнь Дунь Цзя, Ба-цзы, Фэн-шуй и многим другим,
а также знаниям и практикам Юго-Восточной Азии,
делающим жизнь людей счастливее.

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

vkontakte
odnoklassniki
telegram

Контакты

О конфиденциальности

Правила

Правообладателям

© 2022 Лопань. При использовании материалов ссылка на сайт luopan.ru приветствуется. Спасибо.

С возвращением!

Войдите в свой Ааккаунт ниже

Забыли пароль? Зарегистрироваться

Создать новый Аккаунт

Для регистрации заполните приведенные ниже формы

Все поля обязательны для заполнения. Войти

Восстановить ваш пароль

Пожалуйста, введите свое имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Войти

Добавить новый плейлист

Без результата
Посмотреть все результаты
  • Главная страница
  • Подписка
  • Разделы
    • Ци Мэнь Дунь Цзя
    • Ба Цзы
    • Фэн Шуй
    • Разное
  • Магазин
    • Книги
    • Подписка
  • Логин
  • Зарегистрироваться
  • Корзина

© 2022 Лопань. При использовании материалов ссылка на сайт luopan.ru приветствуется. Спасибо.

Вы уверены, что хотите разблокировать эту статью?
Осталось неразблокированных : 0
Вы уверены, что хотите отменить подписку?