Являясь уникальным культурным символом Китая, Тай-чи воплощает в себе свойства и мудрость традиционной китайской культуры. На практике Тай-чи — это форма боевых искусств, основанная на философии Инь и Ян, то есть «мягкое» взаимодействует с «жестким».
Человеческое тело является основным источником культуры. Поэтому, когда мы ищем китайскую культуру и дух в классике в литературном смысле, крайне важно не упускать из виду основополагающую философскую основу, заложенную в искусстве телесных движений.
С моей точки зрения, отсутствие размышлений о телесной культуре в Китае ведет к всепроникающему культурному нигилизму. Только когда мы определяем физического носителя культурной сущности, духа и души, можно заставить разум и дух легко следовать здоровому темпу тела. В этом свете изучение Тай-чи, выдающейся жемчужины китайской культуры, имеет историческое и практическое значение.
Сильный, но не гегемонист
Когда дело доходит до боевых искусств, принято считать, что их основной целью является бой или самооборона. Другими словами, способность мастера боевых искусств побеждать в бою кажется единственным критерием, по которому можно оценить его или ее компетентность. Этот стереотип о китайских боевых искусствах поверхностен и неуважителен.
Это правда, что китайские боевые искусства никогда не разрывали связи со своими боевыми корнями и не стали чисто танцевальными искусствами. Однако его имплицитное культурное значение довольно цивилизованно, и это, безусловно, квинтэссенция утонченной китайской телесной культуры.
В современном китайском словаре простейшее выражение слова «цивилизованный» определяется в противовес слову «варвар», которое интерпретируется как неграмотное, жестокое, грубое и часто ассоциируется с массовыми убийствами и другими актами жестокости.
Цюань означает «кулак» или «бокс», а иногда тайцзи -цюань, официальное китайское название Тай-чи, известно как бой с тенью. Тем не менее, это форма внутренних боевых искусств, которая способствует балансу ума и тела. Его цель в целом состоит в том, чтобы удержать практикующих от физического насилия.
Ван Цзунъюэ, известный мастер Тай-чи 18-го века и автор книги « Тайцзи- цюань лунь» или «Трактат о тайцзи-цюань », и У Юйсян, основатель стиля Тай-чи у, оба подробно заявили, что тай-чи пытается достичь конечной стадии, на которой тело настолько чувствительно и легко, что «нельзя добавить ни одного пера, [и] ни муха, ни комар не могут сесть на тело».
В Тай-чи все тело должно быть проворным и настороженным при выполнении даже малейшего движения.
Также должна быть связь от движения к движению. Согласно Тайцзи- цюань Лунь , цель Тай-чи состоит в том, чтобы использовать слабость более сильного противника по принципу «четыре унции — тысяча фунтов». Практикующий должен научиться направлять «противника так, чтобы он приземлился на пустоту, прилипая к нему и следуя его движению, вместо того, чтобы отталкиваться или врезаться».
Идеи, которые отстаивает Тай-чи, отражают концепцию «силы без гегемонии» в китайской философии. В этой форме бокса понятно, что сильные не должны угнетать слабых, а молодые не должны пользоваться старыми. В конце концов, сила и слабость в концепции Тай-чи относительны. Высшая власть строится только на самосовершенствовании.
Практикующий сначала изучает правильные позы, а затем практикует их до тех пор, пока не станет опытным. Затем они должны постепенно научиться идентифицировать энергии. Все это аспекты самосовершенствования. Подход «четыре унции — тысяча фунтов» — это комплимент для маленьких и легких, а также предупреждение для сильных, стремящихся к победе. Или рассмотрим «вид старика, отталкивающего группу, что не могло произойти из-за его агрессивной скорости». Это хороший урок для энергичной молодежи, что у них может не быть шансов на победу, несмотря на их преимущество.
В то же время принципы тайцзи, такие как «целостное взращивание энергии, она не будет испорчена, а накопление энергии в искривленных частях, таких как натягивание лука, будет в изобилии», также демонстрируют идею «быть сильный, но не раскрывающийся», поэтому он известен как цивилизованное боксёрское искусство.
Китайская мудрость
Как однажды сказал известный китайский ученый и писатель Юй Цюй, великие секреты китайской культуры скрыты в ритмичных движениях Тай-чи. Этот вид боксерского искусства не только демонстрирует китайское творчество, но и содержит древнюю китайскую философию достижения гармоничных отношений с природой.
По сей день Тай-чи широко практикуется людьми разных национальностей и национальностей в мире как культурная форма с коннотациями древней мудрости.
Основатели тайцзи имели глубокое понимание даосского взгляда на Вселенную, а также принципы Инь и Ян. Они считали, что Тай-чи рождается от уцзи , матери Инь и Ян. Когда есть движение, пассивный и активный аспекты становятся отличными друг от друга. Когда есть тишина, они возвращаются в состояние недвойственности.
Таким образом, они поощряли практикующих исследовать неограниченный диапазон боевых и защитных навыков, используя ограниченные позы, наборы и приемы Тай-чи. В этом смысле телесное искусство становится воплощением абстрактной даосской философии.
Кроме того, теории Тай-чи основаны на мудрости умеренности. Нужно найти баланс между тем, чтобы зайти слишком далеко или недостаточно далеко. Слишком далекое отклонение от одной из крайностей приводит к потере центра и тактического преимущества.
Тай-чи содержит идеи военного стратега Сунь Цзы. Он призывает практиков научиться искусству побеждать силу без силы, преодолевать скорость медлительностью и использовать навыки для манипулирования противником. В бою нет победы, если человек не понимает себя по-настоящему. На высшем уровне, занимаясь Тай-чи, можно втянуть противника в землю, и тогда даже тысяча фунтов силы будут бесполезны.
Полное состояние бытия
Тайцзи — это разновидность телесной культуры, которая преследует цельное состояние бытия. На мой взгляд, это состояние можно интерпретировать как некое приятное, проворное и тонкое существо.
Человеческая культура является результатом внедрения духа искусства в обыденное и утилитарное. Все аспекты повседневной жизни могут быть преобразованы в художественные занятия. Например, китайские иероглифы стали каллиграфией, посуда стала фарфоровой, еда стала кухней, а дома превратились в сады. Неудивительно, что китайский бой с тенью превратился из формы самообороны в одно из самых артистичных боевых искусств эпохи Мин-Цин.
На самом деле ловкость и тонкость представляют собой высшие духовные устремления всех форм китайского искусства. Такое желание особенно хорошо проявляется в аксионах тайцзи- цюань лунь , таких как «ни худой, ни косой; внезапно спрятаться и внезапно появиться», «если противник хочет атаковать высоко, можно было бы подняться выше, туда, куда он не может попасть. Если он хочет ударить низко, можно опуститься еще ниже и заставить его упасть из своего центра», и «после того, как он наклонился, он должен вытянуться. Энергия хранится в искривленных частях и высвобождается, когда тело выпрямляется».
Кроме того, как сказал Ван Цзунъюэ, «сила исходит от позвоночника, а шаги следуют за изменениями тела. Собрать — значит отпустить, а отпустить — значит собрать. Отключитесь, но оставайтесь на связи. В задней и передней частях рук должно быть складывание. В продвижении и отступлении ног должно быть разнообразие».
На пути к обретению легкости и чувствительности Тай-чи должным образом сочетает в себе изысканную тонкость плавного движения тела и сущность китайской философии.
Ван Ган из Школы боевых искусств Уханьского спортивного университета.