Китайская «И-Цзин», или «Книга перемен» на английском языке, представляет шестьдесят четыре архетипа, которые составляют все возможные шестистрочные комбинации Инь и Ян, называемые гексаграммами.
Инь/Ян — это фундаментальная двойственность Вселенной, динамическое напряжение которой придает форму всем явлениям и изменениям, через которые они проходят. Примеры полярности Инь/Ян: женщина/мужчина, земля/небеса, тьма/свет, вход/выход, четное/нечетное и так далее. Интерпретации шестидесяти четырех гексаграмм описывают энергию человеческой жизни, разделенную на шестьдесят четыре типа ситуаций, отношений или дилемм. Каждая гексаграмма может быть проанализирована несколькими способами. Разделите формы из шести линий пополам, и вы получите триграммы (три линии Инь или Ян). Они представляют китайскую версию восьми основных элементов: неба, земли, грома, ветра, воды, огня, горы и озера. Эти восемь триграмм, известные как «Хуа», также служат точками компаса в древнем искусстве размещения, известном как Фэн-Шуй.
И-Цзин является древнейшей из всех классических систем гадания
Это также одна из старейших книг в мире. Его первый интерпретирующий текст был составлен около 1000 г. до н.э. Фактическое открытие И-Цзин и большая часть его ранней истории овеяны легендами.
Существует ряд мифов о происхождении восьми триграмм и развитии системы гадания И-Цзин. В одной сказке Фу Си, первый император Китая (2852–2737 гг. до н. э.), как говорят, увидел черепаху, выплывающую из Желтой реки. Зная, что истинная мудрость исходит из прямого и пристального наблюдения за природой, он внезапно осознал значение восьми символов, которые он увидел на спине черепахи. Он видел, как наборы из трех сплошных или ломаных линий, триграмм, отражали движение энергии в жизни на Земле.
Подобный миф описывает созерцание Фу Си других закономерностей в природе. Включая животных, растения, метеорологические явления и даже собственное тело. Эти мифы описывают, как он определил триграммы, возникшие из его понимания связи всех вещей через взаимодействие Инь и Ян.
Есть свидетельства раннего китайского гадания, когда панцири черепах нагревали над пламенем до тех пор, пока они не трескались. Затем считывались возникающие узоры (предположительно триграммы). В некоторых случаях раковины были отмечены их интерпретациями и сохранены для справки. Я имел честь видеть некоторые из них, сохранившиеся в Национальном музее на Тайване, Китай.
Клан женщин-предсказателей
Другая версия, также связанная с панцирями черепах, описывает потомков «многих Фу». Это древний клан женщин-предсказателей, которые читали панцири живых черепах. Согласно легенде, они стали королевами и членами королевской семьи династии Шан. Эта династия считалась мифической, пока в 1899 году не были обнаружены археологические свидетельства, подтверждающие ее существование. Чинг был потомком этого клана.
Даосско-конфуцианская традиция утверждает, что сопоставление набора возможных перестановок Инь и Ян с элементами китайской мифологии сотворения создало основу И-Цзин. Сочетание различных комбинаций Инь (буквальное древнее значение которого — тенистая северная сторона холма) и Ян (что означает солнечная южная сторона холма) дает вам четыре основных символа. С добавлением еще одной линии Инь и Ян появляются восемь триграмм.
Самый ранний состав интерпретаций И-Цзин приписывается королю Вэнь
Ближе к концу династии Шан, когда несправедливый император Чжоу Ван заключил Вэня в тюрьму, он использовал свое заточение, чтобы медитировать на триграммы. Соединяя их в пары, чтобы получить шестьдесят четыре возможных гексаграммы. Каждая пара триграмм приобретала значение, характерное для их комбинации. Мы могли бы предположить, что в просветленном состоянии ума король Вэнь дал каждой из шестидесяти четырех гексаграмм имя. А также добавив несколько предложений, объясняющих его значение. Говорят, что его сын, король Ву, добавил дополнительный интерпретирующий текст, приблизив И-Цзин к его нынешней форме.
Конфуций, пришедший через несколько сотен лет, был, возможно, величайшим покровителем И-Цзин
Он поднял интерпретационные тексты на новый уровень, добавив свои обширные комментарии. Конфуций в первую очередь интересовался И-Цзин как руководством к тому, как жить жизнью высшей добродетели, в отличие от ее полезности как системы гадания. Согласно его «Аналектам» (VII, XVI), Конфуций, доживший до старости, сказал: «Если бы к моей жизни прибавилось несколько лет, я бы посвятил пятьдесят из них изучению оракула, а тогда можно было бы избежать больших ошибок».
Исторические свидетельства подтверждают теорию о том, что Книга Перемен и ее шестьдесят четыре гексаграммы были частью древней устной традиции, существовавшей еще до письменной истории Китая.
Основы текста И-Цзин — названия гексаграмм и их суждения — вероятно, были составлены в восьмом веке до нашей эры. Однако практика использования гексаграмм для обозначения конкретных интерпретаций, вероятно, не существовала до пятого века до нашей эры. Между 475 и 221 г. до н.э. (известный как период Сражающихся царств) тексты И-Цзин были объединены в книгу, чтобы было легче консультироваться и делиться ими с другими в это время крайних потрясений. Вскоре после этого «И-Цзин» пощадили во время массового сожжения книг династии Цинь. Потому что он считался одним из пяти «Великих классиков».
Книга Перемен была канонизирована и внимательно изучалась учеными во времена династии Хань с 202 г. до н.э. по 220 г. н.э.
Между третьим веком до н.э. и началом нового тысячелетия были написаны важные дополнения, известные как «Крылья». Они касались отдельных строк в гексаграммах и значение триграмм. Эти комментарии обычно приписываются Конфуцию, который жил около 500 г. до н.э. Была проделана большая работа. И-Цзин, который мы используем сегодня, существенно не отличается от версии 168 г. до н.э. Основное отличие состоит в том, что гексаграммы появляются в другом порядке. Порядок, используемый сегодня, был впервые предложен около 100 г. до н.э., но не был стандартом до третьего века нашей эры.
На протяжении всей известной нам истории Китая правители страны, а также широкая публика использовали “И-Цзин” по мере своих возможностей до появления печатных изданий. Она вплетена в ткань этой древней культуры. Ее влияние было фундаментальным для восточного мировоззрения в целом. Только в последние 150 лет или около того западная культура познакомилась с основными даосскими концепциями. Такими как немецкий и английский переводы “И-Цзин” и “Дао Дэ Цзин”. Объяснение Карлом Юнгом психологической обоснованности и ценности И-Цзин, а также широко распространенное в 1960-х годах открытое отношение ко всему духовному сделали использование И-Цзин обычным опытом в западном мире.
В настоящее время наиболее распространенный метод составления И-Цзин включает в себя подбрасывание трех монет шесть раз. Чтобы создать шестистрочный узор или гексаграмму. Традиционная техника получения гексаграммы, датируется примерно 500 г. до н.э. Она включает в себя довольно сложный процесс отбора и сортировки пятидесяти палочек, обычно стеблей тысячелистника. Лучше всего для этого подходили стебли тысячелистника, росшие на могиле Конфуция, но запасы были ограничены! После того, как монеты или стебли брошены и отсортированы, нужно найти толкование в священной книге.
Пол О’Брайен